МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПАВЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТО
Педагогическим/ советом
МБОУ Новопавловский УВК
от «____» __________ 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Новопавловский УВК
______ Е.П. Стефанцова
«___» ____________2024г.
Протокол № ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральная гостиная»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Составитель: Жилинская С.И., учитель
русского языка и литературы
с. Новопавловка, 2024
Содержание программы
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.4.1
1.4.2
2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2
2.3
2.4
3
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Воспитательный потенциал программы.
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Формы контроля (аттестации)
Календарно-тематическое планирование
Список литературы
Приложения
Лист корректировки
4
Стр.
3
3
7
9
13
13
15
16
16
16
16
17
18
19
21
23
23
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он
доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью,
динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ
познакомиться с историей, культурой, нравами и обычаями народов мира.
Театр приоткроет ребенку дверь в мир наблюдения, игры, книг и творчества.
Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Программа обучения театральному искусству позволяет активизировать
процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве
самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя.
Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает
его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской федерации" по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный
закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р.
План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945р.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» (2021–2024 годы) Национального проекта «Образование».
Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта
«Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
№ 16.
Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от
05.05.2018 № 298н.
Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений
несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 № вк1068/09.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196.
5
Об утверждении целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от
3.09.2019 г. № 467.
О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий: Письмо Минпросвещения России
от 7.05.2020 года № вб-976/04.
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28.
Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ: Методические рекомендации для педагогических
работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы различной направленности / сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова.
утвержденных на заседании коллегии Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 23 июня 2021 года. Решение № 4/4.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
базируется на следующих понятиях:
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в
интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению
опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Развитие – естественно-искусственный процесс количественных и
качественных изменений, происходящих в человеке под влиянием природных и
социальных, внешних и внутренних факторов.
Содержание дополнительного образования детей – это содержание
особым
образом
организованной
культуросообразной
деятельности
обучающихся, основу которой составляет освоение ими прогрессивного опыта
человечества.
5
Содержание учебной деятельности детского объединения – это
педагогически адаптированная совокупность знаний, умений и навыков в
определѐнной области науки и культуры (за рамками базовых образовательных
стандартов).
Содержание
реализуется
через
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу.
Направленность программы.
Данная программа «Театральная гостиная» (далее программа) является
программой художественной направленности. Она направлена на развитие
творческого потенциала детей с помощью игровой и театральной деятельности.
Программа является:
- по содержанию – художественно – эстетической;
- по функциональному предназначению – досуговой, общекультурной;
- по форме организации – групповой;
Актуальность программы обусловлена социальным запросом на
всестороннее развитие ребенка и создание условий для его социализации в
обществе, а театрализация является одной из наиболее значимых форм
приобщения детей к культуре и искусству, творческой деятельности.
Театр и театрализация имеет позитивное начало в эстетическом
воспитании детей – как один из самых эмоционально-влиятельных активных
видов искусства человечества.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает
создание уникального творческого пространства для введения ребенка в мир
культуры и творчества средствами игры и театральной деятельности.
Новые направления программы отражаются в реализации основных идей,
на которых базируется программа:
- создание творческой атмосферы, в которой существует постоянное
сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие творческих
способностей каждого обучающегося;
- отсутствие сравнения достижений ребѐнка с достижениями других;
- оценка образовательных результатов на основании личностно-значимых
для ребенка ценностей.
Педагогическая
целесообразность.
Выстроенная
система
образовательно-воспитательного процесса программы
обеспечивает
непрерывное функционирование благоприятной творческой среды для
активизации творческой деятельности детей, создания позитивного
эмоционального фона, укрепления в ребенке уверенности в собственных
силах, своей значимости и успешности.
Программа открывает перед каждым ребенком тот мир искусства и
творчества, который привлекает и окрыляет его, дает позитив и
удовлетворение от собственной причастности к творчеству, дарит радость
успеха. Репертуар подобран согласно возрастным особенностям
обучающихся, каждая постановка увлекательна и интересна, что пробуждает
интерес у обучающихся к творческой деятельности.
Ценность программы в том, что приобретенные знания, умения, опыт
социального и коммуникативного общения дети будут использовать на
протяжении всей жизни.
Отличительная особенность программы. Данная программа уникальна
тем, что образовательно-воспитательный процесс основывается на творческой
деятельности самих обучающихся – театрализации и игре. Программа создаѐт
условия каждому обучающемуся для апробации своих сил в разных видах
театрального творчества.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до
17 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Состав группы – постоянный. Возможен дополнительный набор в группы
при наличии вакантных мест.
Уровень программы. Программа предусматривает базовый
уровень обучения.
Базовый уровень направлен на формирование у обучающихся интереса,
устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности в области
театрализации.
Объѐм и сроки реализации программы.
Базовый уровень 1 год обучения:
1 год обучения – 102 учебных часа в год, с недельной нагрузкой 3
часа.
Форма обучения - очная. Программа, по необходимости, реализуется с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (в условиях профилактики, предотвращения и распространения
новой коронавирусной инфекции). При переходе на дистанционную форму
обучения педагог дополнительного образования адаптирует данную программу,
акцентируя содержание на самостоятельную творческую работу детей,
определяет новые временные рамки освоения новых компетенций.
Режим и расписание занятий
Продолжительность учебного занятия соответствует академическому
часу и устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических
особенностей детей и допустимой для их возраста нагрузки:
- для школьников младшего, среднего и старшего возраста - 45 минут.
В целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации
образовательного процесса во время учебных занятий в обязательном порядке
предусматриваются физкультурные паузы, а между занятиями – перемены.
Язык реализации программы. Обучение по программе ведется на
государственном языке – русском.
Реализация программы в каникулярное время
Программа может реализоваться в течение всего календарного года,
включая каникулярное время, в соответствии с календарным графиком и
учебным планом. В период летних школьных каникул детское объединение
может продолжить работу по реализации краткосрочной программы,
представляющей собой практико-ориентированный тематический модуль
данной программы.
Организация массовых мероприятий
В ходе реализации программы планируется организация и проведение
массовых мероприятий, таких как творческие встречи, показ спектаклей для
родителей, конкурсы, совместные праздники и мероприятия к праздничным
датам. Планирование и организационная подготовка массовых мероприятий
обеспечивает создание необходимых безопасных условий для совместной
деятельности педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей).
Обеспечение прав обучающихся
Обучающимся предоставляются следующие академические права:
- уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического
и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений;
- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие
в конкурсах, выставках и других массовых мероприятиях.
Реализация прав на обучение детей с ограниченными особенностями
здоровья
К освоению программы принимаются обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), которым согласно заключению психологомедико-педагогической комиссии не противопоказано обучение театральному
икусству и если это не препятствует успешному освоению программы всеми
обучающимися.
До зачисления детей с ОВЗ в общую группу нормотипичных детей на
основании приказа, с целью их адаптации, допустимо их пребывание на
занятиях в течение двух недель. В случае успешной адаптации, ребенок с ОВЗ
зачисляется в общую группу для дальнейшего обучения. Далее эта группа
значится инклюзивной. В противном случае зачисление не производится.
Родителям предлагается альтернатива.
Финансовое обеспечение реализации программы
Реализация программы предусматривается бюджетное финансирование.
a. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих, интеллектуальных и духовнонравственных качеств обучающихся через приобщение к миру театра.
Образовательные:
освоение образовательной программы:
- формировать мотивационный интерес и включить обучающихся
творческую деятельность в области театрального искусства;
- познакомить:
- с театром, как видом искусства;
- с основными техниками актерского мастерства: амплуа,
в
импровизация, вживание в образ персонажа;
- познакомить с театральной миниатюрой, театральной постановкой,
основными подходами в выборе темы постановки;
- с основными техниками пантомимы, как театра «без слов»;
- с понятием и видами спектакля;
- с основами работы со сценарием;
- научить подбирать костюмы, грим, создавать несложные декорации,
выбирать музыку и реквизит.
с понятием «театральное пространство», «точность речи», «чистота
речи», «выразительность речи», учить применять эти знания в ходе
работы над сценарием, а так же в живой речи;
научить
работать
над
сценарием,
используя
четкую,
выразительную, точную речь;
научить основным техникам пантомимы;
-формировать:
навыки оформления сцены: обозначения места действия, стиля
костюмов персонажей, особенности реквизита;
умения строить речь в соответствии с критериями правильности,
точности, логичности, чистоты, выразительности речи;
навыки театрализации миниатюр, театральных постановок, миниспектаклей, спектаклей;
основы сценической культуры;
навыки работы в театральном пространстве;
точность, чистоту, выразительность речи в ходе работы над
сценарием, а так же в разговорной речи;
умения строить речь в соответствии с критериями правильности,
точности, логичности, чистоты, выразительности речи;
Метапредметные:
- развивать:
мотивацию к театральному творчеству;
природные задатки, творческий потенциал, каждого ребенка;
эстетический и художественный вкус, культуру речи;
начальные навыки самоконтроля и самооценки;
навыки работы в коллективе;
образное и пространственное мышление, внимание, память,
воображение;
сценические способности;
мотивацию и интересы к своей творческой и познавательной
деятельности;
творческий потенциал, способность оригинально мыслить
самостоятельно решать творческие задачи;
умения работать в коллективе; добиваться результативности в
совместной деятельности;
основы самоконтроля, самооценки.
Личностные формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни.
- воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности, умения
довести начатое дело до конца;
- способствовать:
развитию положительных личностных качеств: доброжелательности,
чувства товарищества, взаимопомощи, умение сотрудничать,
сопереживать;
утверждению
моральных,
нравственных
общечеловеческих
ориентиров.
b. Воспитательный потенциал программы.
i.
Основные понятия
Содержание воспитывающей деятельности детского объединения –
педагогически обоснованное сочетание элементов мировоззренческого,
нравственно-эстетического и социального опыта.
Содержание развивающей деятельности детского объединения –
педагогически подобранный комплекс познавательных, специальных,
творческих и физических способностей ребѐнка.
Патриотическое воспитание – воспитание патриотической личности,
характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной
установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к
социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую
деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки
является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой
своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой Родины до великой
Родины.
Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом
передачи – темой воспитания – и представляет собой важнейшую составную
часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания
патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм
должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с
моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации,
культуре, власти, обществе и индивидуальности
Методы обучения и воспитания – это способы взаимодействия педагога и
учащихся, ориентированные на самостоятельное освоение ими комплекса
специальных знаний, умений и навыков, на саморазвитие их социальнозначимых потребностей и
мотиваций, сознания и приемов поведения.
Средства обучения и воспитания – это источники формирования
личности; средства обучения и воспитания – приборы, оборудование,
инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия,
компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратнопрограммные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Педагогические принципы – общие нормативные требования,
руководящие идеи, определяющие образовательный процесс посредством норм,
правил и рекомендаций, в которых отражается представление о сущности
образовательного (педагогического)
процесса.
Педагогическая функция – значение, назначение, роль образовательной
(педагогической) деятельности в процессе становления личности.
Коллектив
–
сложная
социально-психологическая
система,
характеризующаяся единством организации и психологической общности.
Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся
системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их
культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную
деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и
ориентирующие еѐ на достижение высших идеалов.
Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного
развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное
достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга
перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Ценностные ориентации – это:
- относительно устойчивое, избирательное отношение человека к
совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые
рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения
потребностей жизнедеятельности личности;
- отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве
стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
- важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии,
выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или
группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей
(благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы,
творчество, труд и т.п.);
- элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности,
сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе
процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое
(существенное для данного человека) от незначимого.
Здоровье – это:
естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью
с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему
достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад
в человеческую культуру и цивилизацию.
Виды здоровья:
- физическое – уровень развития и функциональных возможностей
органов и систем организма (морфологические и функциональные резервы
клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление
организма к воздействию различных факторов);
- соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем органов
(биологическая программа индивидуального развития человека);
- эмоциональное – принятие себя и понимание собственных эмоций,
наличие возможности слушать других и сопереживать их чувствам;
- психическое – состояние психической сферы человека (состояние
общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию
поведения);
- социальное – положительное взаимодействие с друзьями, семьей и
другими членами общества (забота о других, признание, применение
различных социальных навыков);
- духовное – отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в
себе (поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос);
- нравственное – комплекс характеристик мотивационной и
потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека (система
ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде);
- интеллектуальное – способность человека адекватно воспринимать
информацию, уметь находить необходимую информацию, а также использовать
еѐ в соответствующих ситуациях.
ii.
Воспитание в условиях дополнительного образования детей
Воспитание в условиях дополнительного образования детей
рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника,
ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным
опытом, формирование у них социально - значимых ценностей и социальноадекватных
приѐмов
поведения.
Воспитание
представляет
собой
многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под
влиянием семьи, общественных организаций, средств массовой информации,
искусства, социально- экономических условий жизни и др. К тому же,
воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты
которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (то есть зависят
от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
В дополнительном образовании детей воспитание является приоритетной
составляющей образовательного процесса, так как именно сформированность у
обучающихся нравственных ценностей и ориентиров в значительной мере
предопределяет содержательную направленность применения ими полученных
знаний и умений (т.е. где и как в своей будущей жизни выпускники детских
объединений и творческих коллективов будут использовать то, чему они
научились). Дополнительное образование детей в целом, и его воспитательную
составляющую в частности, нельзя рассматривать как процесс, восполняющий
пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях. И, конечно же,
дополнительное образование – не система психолого-педагогической и
социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет
собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы
с детьми.
iii.
Содержательные направления воспитания обучающихся по
дополнительным общеразвивающим программам:
-гражданско-патриотическое
воспитание,
ориентированное
на
воспитание у обучающихся гордости и уважения к истории, уважения и
стремления к сохранению и развитию традиций страны;
-профильно-личностное воспитание, ориентированное на развитие у
обучающихся «гибкой» адаптации и соотношения возможностей своего «Я» с
требованиями современного общества и профессионального сообщества;
-социально-личностное воспитание, предполагающее формирование у
обучающихся «гибких/мягких» социальных компетенций/навыков (softskills)
XXI века.
iv.
Цель воспитания в условиях дополнительного образования детей –
развитие личности обучающегося, обладающей следующей совокупностью
качеств:
– патриотизм;
– базовые духовно-нравственные ценности;
– социокультурная толерантность и коммуникативная компетентность;
– положительная «Я-концепция», стремление к самопознанию и
саморазвитию;
– готовность к созидательному труду на пользу обществу;
– уважение и стремление к сохранению и развитию истории и традиций
страны, с. Новопавловка, МБОУ Новопавловский УВК, конкретного детского
объединения.
v.
Задачи воспитания в условиях дополнительного образования
детей:
1.
гражданско-патриотическое воспитание
обучающихся через формирование у них осознанной
гражданской позиции, включающей:
– уважение к истории страны, с. Новопавловка, МБОУ
Новопавловский УВК, конкретного детского объединения;
– социальную ответственность, принятие социально значимых ценностей;
– стремление к здоровому образу жизни;
– самоорганизованность.
2.
профильно-личностное воспитание, включающее:
– культуру представления / презентации результатов деятельности;
– познавательную активность;
– осознанное выполнение правил и требований по профилю
деятельности;
14
– культуру оценки деятельности и результата своей и чужой
деятельности;
– культуру организации деятельности;
– понимание места данного профиля деятельности в конкретной области
культуры;
– уважительное отношении к истории и традициям данного вида /
профиля деятельности;
– эстетическую культуру (по профилю деятельности).
3.
социально-личностное воспитание, включающее:
– позитивное отношение к жизни;
– адекватную оценку событий окружающей жизни;
– умение быть счастливым;
–коммуникативные
компетенции:
взаимодействие
с
другими
обучающимися и взрослыми, в коллективе, в группе;
– знание и соблюдение общеэтических норм и правил поведения;
– гуманизм (уважительное отношение к людям, социальный альтруизм).
vi.
Содержание, методы и формы воспитывающей деятельности в
условиях дополнительного образования детей.
1.4 Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Раздел (тема)
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Театральные игры.
Количеств
о часов
1
Этюды.
Теоретические
занятия.
Занятия по
сценической речи.
Занятия по
сценическому
движению.
Этюды на воздухе.
Слияние с природой
Постановка и
репетиции.
Итоговое занятие.
Итого
102
Теори
я
1
Практик
а
0
32
24
8
7
4
3
5
5
0
6
0
6
8
0
8
4
0
4
38
0
38
1
0
1
34
68
Формы
контроля
опрос
Коллективны
й опрос
Коллективная
рефлексия
опрос
Коллективная
рефлексия
Коллективная
рефлексия
Коллективная
рефлексия
концерт
Итоговое
оценивание
1.4.1.Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Инструктаж по ТБ, правила поведения в учебном помещении, правила
поведения при возникновении ЧС. Знакомство с коллективом и планом работы на
год.
2. Театральные игры (организация игры, движение, обстоятельства).
На начальном этапе обучения реализуются игры на развитие внимания,
памяти, затем на развитие фантазии, воображения, ассоциативного и образного
мышления. Игры, направленные на активизацию двигательной деятельности,
концентрацию
деятельности, игры с элементами взаимодействия, на оправдание действий и т.д.
3. Этюды.
Понятие «этюд». Бессловесные и словесные этюды. Индивидуальные и
коллективные этюды. Составные части этюда: мысль, событие, действие,
обстоятельства, «Я» в предлагаемых обстоятельствах, импровизационное
самочувствие. Основа этюда: логическое развитее событий, конфликта и всех
поэтапных действий. Органичность, естественность и убедительность игры. Этюд как средство выражения, развития творческий и
актерских способностей.
Актерские задачи в этюдах.
Выполнение комплексов упражнений, формирующих у детей умение
логически, последовательно и целесообразно действовать в «предлагаемых
обстоятельствах», которые задает педагог. В работе над этюдами у подростков
накапливаются жизненные впечатления, наблюдения, переживания. Появляется
способность управлять своим вниманием: распределение внимания и произвольное
переключение его к партнеру.
Ребята учатся мастерству перевоплощения.
Появляется уверенность, свобода и естественность поведения перед публикой.
Ситуации берутся повседневные, а также используется литературный
материал (пословицы, четверостишья, сказки).
4. Теоретические занятия.
Народные истоки русского театра (скоморохи, кукольный театр).
Общественная направленность театра. Театр XIXвека. История зарубежного театра.
Многообразие выразительных средств в театре. Стержень театрального
искусства – исполнительское искусство актера. Актер - главное лицо в театре.
Беседа о роли актера в создании спектакля. Требования, предъявляемые к
мастерству актера. Сценическая правда, логика и последовательность.
Предлагаемые обстоятельства. Значение поведения в актерском искусстве.
Формы реализации: беседы, самостоятельное изучение, видеопросмотр.
5. Занятия по сценической речи.
Речевой тренинг:
- упражнения на дыхание: вдох, выдох, задержка дыхания, длинный вдох,
короткий выдох и т.д.;
- артикуляция - упражнение «Встреча»;
- дикция - работа с гласными и согласными звуками, интонация, движение
речи. Работа со скороговорками, чистоговорками, четверостишьями, текстом
описательного характера.
6. Занятия по сценическому движению.
Неязыковые средства выражения образа:
- выразительность рук;
- координация движений, темпоритм;
- мышечное внимание, освобождение мышц, осанка, центр тяжести;
- жест - определение жеста, жесты характерные, эмоциональные жесты;
- мимика - понятие мимики, средства выражения, упражнения
Упражнения, развивающие пластику, игры «В лесу», «В толкучке».
Освоение сценическим фехтованием (стойка, приемы, бои).
Совершенствование пластики тела (пантомима).
7.Этюды на воздухе. Слияние с природой.
Видение окружающего мира ( внимание, тишина: игра «Слушаем звуки»).
Рождение образов (листья, шум машин, ветер, крики птиц и т.д.). Упражнения в
круге внимания (шаги, хлопки, изменения направления и скорости). Игры: «Найди
солнечного зайчика», «Я в ...», «Повтори и дополни». Упражнения на снятие
зажимов, напряжения. Упражнения, в которых производятся несложные действия с
обычными предметами, создание обычной ситуации. Упражнения на снятие
мышечного напряжения.
8. Постановка и репетиции.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Открытие роли особых, значительных событий в возникновении интересного
поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах
запланированного события. Знакомство с элементарными закономерностями
логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение (пристройка,
оценка, вес, мобилизация). Оправдание заданных элементов действий. Включение в
представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера
действия. Жизненные наблюдения. Представление о неразрывной связи
психического и физического в действии. Первоначальное формирование
представления о специфики актерских задач в этюдах. Предлагаемые
обстоятельства как рамки, активизирующие возникновение задачи. Этюды по
образам, постановочная часть. Репетиция сцен.
9. Итоговое занятие.
1.4.2. Планируемые результаты
Образовательные результаты:
По окончании базового уровня первого года обучения обучающиеся
должны
знать:
- общие понятия и особенности театра как вида искусства;
особенности театральной постановки;
- виды и особенности спектакля;
- построение несложного сюжета, с использованием опорных слов,
обозначающих действия;
уметь:
- создавать несложные декорации,подбирать костюмы, реквизит;
- участвовать в постановке миниатюр;
- исполнять фрагменты для теневого театра;
- участвовать в театральной постановке;
- передавать тембром и темпом речи отличительные особенности
персонажей стихов, песен, сказок;
- поддерживать диалог с партнѐром (произвольный или на заданную
тему);
- описывать эмоции, которые испытывает герой этюда или
художественного произведения;
применять на практике:
- показывать мини-спектакли;
- уверенную игру на сцене в разных жанрах;
- импровизацию и экспромт;
-анализ творческого выступления.
Метапредметные результаты:
- сформированность мотивации и интереса к своей
творческой и
познавательной деятельности;
- владение сценическим мастерством и сценической культурой врамках
своих способностей;
- владение навыками самоконтроля и самооценки;
- способность конструктивно сотрудничать в коллективе; добиваться
результативности в совместной деятельности;
Личностные результаты:
- осознание себя членом коллектива объединения;
- ответственное отношение к учению, готовности и способности к
саморазвитию;
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- проявление коммуникативных качеств, компетентностейв процессе
учебной и творческой деятельности;
- позитивное отношение к жизни, доброжелательное отношение к
окружающим;
- осознанное понимание и принятие ценностных социальных, моральных,
нравственно- этических ориентиров;
закрепление установки на здоровый образ жизни.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть программы,
определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты
начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным
приложением к программе и составляется для каждой группы.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально – техническое обеспечение
Сведения о помещении
Занятия проводятся в актовом зале МБОУ Новопавловский УВК.
Площадь кабинета 80 м2. Материал покрытия пола – доски. Стены выкрашены
водоэмульсионной краской. Цвет стен – бежевый. Количество окон – 4.
Перечень оборудования, технических средств, учебных материалов,
используемых для реализации программы: ноутбук, столы, стулья.
2.2.2.Кадровое обеспечение.
По дополнительной образовательной программе «Театральная гостиная»
будут заниматься обучающиеся 6-11 классов под руководством педагога
дополнительного образования ___________________
2.2.3.Методическое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение программы служит для
реализации программных задач и успешного достижения образовательной
цели.
В образовательном процессе для эффективной реализации
программы используются различные методы обучения:
- по источнику материала: словесные, наглядные, практические;
- по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные; игровые,
поисковые, проектные;
- по степени взаимодействия педагога и обучающихся: пассивные,
активные, интерактивные.
Особую эффективность для познавательного и творческого развития,
личностного роста обучающихся оказывает использование активных и
интерактивных методов обучения. Через игру, размышления, поиск и
непосредственное участие в деятельностном процессе у обучающихся
происходит более прочное и осмысленное усвоение материала, формируется
самостоятельность и навыки самоконтроля, самооценки.
Занятия программы моделируется в зависимости от вида и дидактической
цели.
- Информационно-обучающие (теоретические) занятия - даются знания,
которые являются основополагающими при обучении основам театрального
творчества. Использование на занятиях видеоматериалов, фрагментов
спектаклей, миниатюр и презентаций, образцов декораций, костюмов
повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию
внимания, воображения, наблюдательности, мышления, активизирует
познавательную и творческую деятельность.
Игровые занятия – являются основой в образовательном процессе при
реализации данной программы, так как игра это естественное природное
средство развития ребѐнка в позитивной познавательной среде.
Именно игровая форма обучения создает прекрасные возможности для
коммуникативно-речевого развития детей, пополнения словарного запаса,
расширения кругозора, повышения интереса к театральному искусству и
миру творчества.
- Практические занятия - изложение теоретического материала
объединяется с практическим показом, воспроизведением, образным
восприятием через рисование, иллюстрации, практические показы,
инсценировки.
- Творческие занятия – предполагают моделирование ситуаций и сцен с
диалогом или озвучиванием героев, инсценировка, создание творческих
театрализованных номеров, творческое выступление детей.
Планируемые по программе занятия нацелены не только на эффективное
освоение комплекса знаний и навыков, но и развитие творческой активности,
коммуникабельности, способности к сотрудничеству, конструктивному
партнерству, способствующему гармоничному формированию личности.
В реальной практике при реализации программы методы обучения
комбинируются.
Базовый уровень предусматривает создание условий для формирования и
совершенствования творческих способностей в области театрализации. На
этом этапе обучения ставятся более сложные задачи в области освоения
органичного действия кукол, теней на ширме и театральных миниатюр,
пантомимы на сцене.
Больше времени уделяется на практические занятия для оттачивания
актерских способностей, развитие выразительности речи, воображения,
фантазии,
формирование навыков конструктивного сотрудничества,
самооценки, развитие культуры речи, общения. Данный этап включает в себе
совершенствование умений и навыков, приобретѐнных на стартовом уровне
обучения, нацелен на приобретение обучающимися чувства уверенности в себе,
удовлетворенности от собственных творческих достижений.
2.3 Формы контроля (аттестации)
При реализации программы применяются следующие виды контроля:
входной контроль проводится на начальном этапе формирования групп
в форме собеседования с целью изучения отношения обучающегося к
выбранной деятельности, наличия способностей в области творческой и
театральной деятельности, личностные качества ребенка.
Текущий контроль ведется на протяжении всего образовательного
процесса по реализации программы с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала в рамках определенной темы, раздела,
готовности детей к восприятию нового материала.
Формы текущего контроля педагогическое наблюдение, диалог, беседа,
самостоятельная работа, игра, инсценировка, создание сценических образов.
Наиболее эффективной формой текущего контроля является наблюдение
и анализ деятельности ребенка в процессе занятий.
По средствам текущего контроля выявляются дети, отстающие и
опережающие обучение. Анализ результатов текущего контроля определяет
подбор наиболее эффективных методов и средств обучения, внесение
изменений в программу, включение личностно -ориентированных методов и
приемов.
Промежуточная аттестация – проводится по окончании учебного года
при переводе обучающегося на следующий учебный год предусмотренный
программой.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
театрализованного спектакля, выступления, и является критерием для
оценивания знаний и умений обучающихся. Анализируется динамика освоения
ребенком уровня и объема того периода программы, по которому проводится
промежуточная аттестация.
Итоговое оценивание – проводится в конце обучения по программе с
целью определения изменения уровня развития качеств личности каждого
ребенка, его познавательных и творческих способностей, определения
результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том числе
самостоятельное) обучение. Итоговое оценивание носит только позитивный
характер и проводится в форме театрализованного выступления, спектакля.
Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать
каждый результат обучения и оценить его.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения обучающихся.
2.4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
Дата проведения
План.
Факт.
Тема
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Театральные игры-33 ч.
2.
Театральные игры.
3
Театральные игры.
4
Театральные игры.
5.
Игры на развитие внимания, памяти.
6
Игры на развитие внимания, памяти.
7
Игры на развитие внимания, памяти.
8.
Игры на развитие фантазии, воображения.
9
Игры на развитие фантазии, воображения.
10
Игры на развитие фантазии, воображения.
11
Подготовка к конкурсу «Театральные
подмостки»
12
Репетиция постановки к конкурсу.
13
Репетиция постановки к конкурсу.
Примечание
14
Репетиция постановки к конкурсу.
15
Игры на развитие ассоциативного и
образного мышления.
16
Игры на развитие ассоциативного и
образного мышления.
17
Игры,
направленные
на
активизацию
двигательной деятельности.
Игры,
направленные
на
активизацию
двигательной деятельности.
Игры,
направленные
на
активизацию
двигательной деятельности.
Игры с элементами взаимодействия.
Игры с элементами взаимодействия.
Игры с элементами взаимодействия.
Чтение сценария «Волшебный башмачок»
Чтение сценария «Волшебный башмачок»
Распределение ролей.
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Репетиция спектакля «Волшебный башмачок»
Постановка
спектакля
«Волшебный
башмачок»
Этюды-7 ч.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Понятие «этюд». Бессловесные и
словесные этюды.
35
Понятие «этюд». Бессловесные и
словесные этюды.
36
Актерские задачи в этюдах.
37
Актерские задачи в этюдах.
38
Упражнения, формирующие умение
логически, целесообразно действовать в
«предлагаемых обстоятельствах».
39
Упражнения, формирующие умение
логически, целесообразно действовать в
«предлагаемых обстоятельствах».
40
Упражнения, формирующие умение
логически, целесообразно действовать в
«предлагаемых обстоятельствах».
41
42
Теоретические занятия -5 ч.
Народные истоки русского театра (скоморохи,
кукольный театр).
Театр XIXвека. История зарубежного театра.
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Многообразие выразительных средств в
театре. Актер - главное лицо в театре
Сценическая
правда,
логика
и
последовательность.
Сценическая
правда,
логика
и
последовательность.
Занятия по сценической речи -6 ч.
Речевой тренинг: упражнения на дыхание:
вдох, выдох.
Речевой тренинг: упражнения на дыхание:
вдох, выдох.
Речевой тренинг: артикуляция - упражнение
«Встреча».
Речевой тренинг: артикуляция - упражнение
«Встреча».
Речевой тренинг:
дикция. Работа со
скороговорками.
Речевой тренинг:
дикция. Работа со
скороговорками.
Занятия по сценическому движению – 8 ч.
Занятия по сценическому движению.
Занятия по сценическому движению.
Жест
определение
жеста,
жесты
характерные, эмоциональные жесты.
Жест - определение жеста, жесты характерные,
эмоциональные жесты.
Мимика - понятие мимики, средства
выражения.
Мимика - понятие мимики, средства
выражения.
Совершенствование
пластики
тела
(пантомима).
Совершенствование
пластики
тела
(пантомима).
Этюды на воздухе, слияние с природой -4 ч.
Рождение образов (листья, шум машин, ветер,
крики птиц и т.д).
Рождение образов (листья, шум машин, ветер,
крики птиц и т.д).
Упражнения,
в
которых
производятся
несложные действия с обычными предметами,
создание обычной ситуации.
Упражнения,
в
которых
производятся
несложные действия с обычными предметами,
создание обычной ситуации.
Постановки и репетиции -39 ч.
64
Развитие требований к органичности
поведения в условиях вымысла.
65
Практикум.
66
Практикум.
67
Практикум.
68
Открытие роли особых, значительных
событий в возникновении интересного
поведения.
69
Открытие роли особых, значительных
событий в возникновении интересного
поведения.
70
Практикум.
71
Практикум.
72
Практикум.
73
Практикум.
74
Включение в представление о
предлагаемых обстоятельствах
запланированного события.
75
Включение в представление о
предлагаемых обстоятельствах
запланированного события.
76
Практикум.
77
Практикум.
78
Практикум.
79
Знакомство с элементарными
закономерностями логики действий.
80
Знакомство с элементарными
закономерностями логики действий.
81
Практикум.
82
Практикум.
83
Практикум.
84
Этюды по образам, постановочная часть.
85
Этюды по образам, постановочная часть.
86
Этюды по образам, постановочная часть.
87
Постановочная часть.
88
Постановочная часть.
89
Постановочная часть.
90
Постановочная часть.
91
Подготовка литературно-музыкальной
постановки ко Дню Победы.
92
Подготовка литературно-музыкальной
постановки ко Дню Победы.
93
Подготовка литературно-музыкальной
постановки ко Дню Победы.
94
Подготовка литературно-музыкальной
постановки ко Дню Победы.
95
Подготовка литературно-музыкальной
постановки ко Дню Победы.
96
Наш школьный театр. Импровизация.
97
Наш школьный театр. Импровизация.
98
Презентация «Любимые писатели и
произведения»
99
Просмотр видеороликов «Любимые
произведения и писатели»
100
Викторина «Самый умный»
101
Игровая программа «Это вы можете!»
102
Итоговые занятия. «Театральный
сундучок»
3. Список литературы
Для педагога:
1. С.Ю. Сивичев «Театральный сундучок». – Ленинградская обл.-2015г.
2.С.В. Лелейкина«Театр кукол». – Тульская обл.-2016г.
3. Б.Э. Бодиновский «Теневой театр кукол». – Невский район СанктПетербурга.- 2017г.
4. В.А. Бочкарева «Театральный сундучок». – Набережные Челны.
5. Л.И. Бишель «Театр теней». – МБОУ Канарайская ООШ.
6.С.В. Лелейкина «Театр кукол». -Тульской области.
7. А.А. Путилина «Театральные ступеньки». – МБОУ ДО «ЦДЮТ» г.
Армянск.-2016г.
8. Батырь Е.В. Программа работы кружка по дополнительному
образованию «Театральный сундучок»– МОБУ ДОД «ЦДТ и С «Импульс»,
Архангельский район Республики Башкортостан – 2016г.
Для обучающихся, родителей:
1. К. Антонова «В театре. Экскурсия за кулисы». – Изд. «Настя и
Никита».-2018г.
2. Х. Банш «Мими-балерина». – Изд. «Энас-книга».-2013г.
3. Н. Евреинов «Что такое театр?». – Изд. «Навона».-2017г.
4. Р. Энрикеш «Театр». –Изд. «Самокат».-2020г.
5. Н.Дашевская «Тео — театральный капитан». Изд. «Самокат».-2017г.
6. Р. Дотремер «Маленький театр Ребекки». Изд. «МИФ».-2016г.
Ш. Перро «Красная Шапочка». Изд. «Акварель»
Лист коррекции
№п/п Причина коррекции
Дата
Согласование
с
заместителем
директора
по
учебновоспитательной
работе (подпись)