ОРКСЭ/ОДНКНР
Информация для родителей о преподавании комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
В 2012 году Распоряжением Правительства Российской Федерации
№84-р от 28 января 2012 г. принято решение об изучении курса «Основы
религиозных культур и светской этики», основной задачей которого является
развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) –
обязательная предметная область и обязательный учебный предмет в учебном плане
на уровне начального общего образования. На его изучение в 4 классе отводится
34 учебных часа (1 час в неделю). Курс направлен на достижение основной цели –
формирование у младшего школьника правильного, осознанного нравственного
поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, воспитание уважения и бережного отношения к
историко-культурному наследию.
По выбору родителей (законных представителей) изучается один из
6 модулей:
-основы православной культуры,
-основы иудейской культуры,
-основы буддийской культуры,
-основы исламской культуры,
-основы мировых религиозных культур,
-основы светской этики.
Основные задачи комплексного курса ОРКСЭ: знакомство
младших школьников с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; −
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей личности,
семьи, общества; − обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных школьниками в начальных классах; −
формирование у детей ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов в основной школе; − развитие способностей
обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога.
Все модули учебного предмета носят абсолютно светский, культурологический характер. Вы и Ваши дети сами сможете выбрать, какой из модулей изучать в рамках комплексного учебного предмета. Это будет либо изучение истории и культуры одной религии, либо основных мировых религий, либо светской этики.
Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
О курсе «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 5 классе.
28.02.2023
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение нового обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания .
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
- Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
- Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
- Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения.