Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Новопавловский УВК
________Е.П.Стефанцова
«__»_____________2025 г.
Приказ №______от «__»__________2025 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«СОЛНЫШКО»
Автор-разработчик:
начальник лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
Бариева С.Ш.
с.Новопавловка, 2025
I.
Общие положения
1. Программа воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием детей (далее -
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 №543 –ФЗ и на
основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №209
от 17.03.2025.
2. Программа обеспечивает единство воспитательного пространства, ценностно-целевого
содержания воспитания и воспитательной деятельности в организации отдыха детей и их
оздоровления.
3. Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России1.
4. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей
участников, направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и
уважения к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания и
эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
5. Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной
работы являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной
деятельности, в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной
познавательной деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной
деятельности детей, вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов,
которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного
восприятия мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию
стремления к непрерывному саморазвитию.
6. Принципы реализации Программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II.
Целевой раздел Программы
7. Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых
подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и
оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
1
Федеральная программа - 06
политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
8. Задачами Программы являются:
разработка единых подходов к воспитательной работе педагогических коллективов
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского отдыха;
внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной деятельности
организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу воспитания,
формирования и развития субъектности детей в условиях временных детских коллективов и
групп;
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки
качества воспитательного процесса при реализации Программы в организации отдыха детей и их
оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха.
9. При реализации цели Программы следует учитывать возрастные особенности
участников смены лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»:
7 - 1 1 лет - дети младшего школьного возраста.
10. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
● В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом
возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и
эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
11. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые сквозные
векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в воспитательной работе лагеря с
дневным пребыванием детей «Солнышко».
III.
Содержательный раздел
12. В основу каждого направления воспитательной работы в лагере с дневным
пребыванием детей «Солнышко» заложены базовые ценности, которые способствуют
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко» включают в себя:
гражданское воспитание:
формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к многонациональному народу России как источнику власти в
российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание:
воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование
общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание:
воспитание детей на основе духовно-нравственной культуры народов России,
традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
эстетическое воспитание:
формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание:
воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание:
формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия:
компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата,
обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительного процесса, эффективной
физкультурно- оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды,
освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
экологическое воспитание:
формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
13. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории, как
мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад
российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными
ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы «Жизнь замечательных
людей», на которых детям демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство
с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками
Отечества;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным
наследием литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра,
кинематографа, мультипликации;
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие
детям осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки
гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого
интеллектуального
пространства,
позволяющего
популяризировать
формы
детского
интеллектуального досуга: проведение интеллектуальных и познавательных игр; организация
конструкторской, исследовательской и проектной деятельности; просмотр научно-популярных
фильмов; встречи с людьми, добившимися успехов в различных сферах деятельности,
дискуссионные клубы, дебаты, диспуты;
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и языков народов
России, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники
в контексте мировой культуры и нематериального наследия;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания; проведение
обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
14. В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять комплексов
мероприятий:
14.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим
единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской
Федерации, а также ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации;
тематические дни;
использование в работе материалов о цивилизационном наследии России, включающих
знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и реализованные
масштабные проекты.
14.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью, защитой
российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов героев
Отечества, сохранением исторической правды.
Реализуемые форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность
сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от
фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые
не имеют срока давности;
проведение встреч с героями России, организация клубов юных историков, деятельность
которых направлена на просвещение, сохранение и защиту исторической правды;
посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию
памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой
Отечественной войны.
14.3. Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившемуся государственному единству и приверженности Российскому
государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии с
Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи (далее - Движение
Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания могут
проводиться информационные часы и акции.
14.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным
языком Российской Федерации.
Реализуемые формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской литературе и русской
культуре;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и
богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные
вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России.
14.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и
бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Реализуемые формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей; экскурсии по
территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные
объекты в естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной
экосистеме; беседы об особенностях родного края;
свод экологических правил в отряде и в целом в организации отдыха детей и их
оздоровления;
конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику.
15. Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс мероприятий,
направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает: проведение
физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и
соревнования;
беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к
занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на
дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при
занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных
местах, правилами поведения при массовом скоплении людей;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в
социальных сетях, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию,
групповому давлению;
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к
многонациональному народу России, Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и
культурных традициях российского народа.
16. Инвариантные общие содержательные модули включают:
16.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа» .
Спортивно-оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием «Солнышко»
включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом возраста детей и
состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по графику,
максимально на открытых площадках;
различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная,
дыхательная, беговая, игровая);
динамических пауз в организации образовательной деятельности и режимных моментов;
спортивно-массовых
мероприятий,
предполагающих
спартакиады,
спортивные
соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
организации работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинским
персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
16.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной,
ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами
государственной политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом
передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха детей и их
оздоровления.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей,
концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях и
выставках; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; реализацию иных форм мероприятий
на основе и с привлечением произведений, созданных отечественными
3 учреждениями культуры, в
том числе в рамках тематического дня.
16.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при наличии
в штате организации отдыха детей и их оздоровления педагога-психолога и включает в себя
описание работы педагога-психолога (структурного подразделения оказания психологопедагогической помощи организации отдыха детей и их оздоровления), которая базируется на
соблюдении профессиональных принципов сообщества педагогов-психологов.
16.4. Модуль «Детское самоуправление».
16.4.1. Данный модуль реализуется на уровне отряда: через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в
общих делах, при взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их
оздоровления.
16.4.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа детей);
соответствия символов и процедур награждения укладу организации отдыха детей и их
оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике организации отдыха детей и их
оздоровления;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных противоречий
между детьми, получившими и не получившими награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в лагере с дневным пребыванием детей «Солнышко» включает в себя
набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование
индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей
происходит на организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах
отряда и всей организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы самоуправления,
где ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального
характера; на социальном уровне представляет собой: вручение дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку за личные достижения;
размещение фотографий на почетном стенде или в официальных социальных сетях организации
отдыха детей и их оздоровления.
16.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная среда
для детей с особыми образовательными потребностями и должно быть направлено на
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью и
адаптацию их в самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства созданы особые условия: организационное
обеспечение (нормативно-правовая база); материально-техническое обеспечение,
включая
4
архитектурную доступность; кадровое обеспечение, в том числе комплексное психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями
являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием соответствующих возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием вспомогательных
технических средств коллективного и индивидуального пользования и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное
включение в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с
особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников,
воспитателей, вожатых, педагогов-психологов).
16.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное
просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации,
представителями разных профессий, дающие детям начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
16.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении
Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с целью
формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в
достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в
социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной
работы следующих форматов:
программа профильной смены Движения Первых - программы для детей в возрасте от 7 до
11 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен
Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к российским
традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий для личностного развития и
гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых. Одним из вариантов
профильных смен Движения Первых для младших школьников является программа
«Содружество Орлят России».
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных
5
мероприятий и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых - открытый диалог «путь к
успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной
жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;
акции по благоустройству территории, уборке природных зон - вклад в сохранение
окружающей среды и экологическое благополучие;
организация мероприятий для младших отрядов - старшие дети помогают в организации
игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и
лидерские качества.
17. Вариативные содержательные модули.
17.1. Модуль «Кружки и секции».
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести
направленностей дополнительных общеразвивающих программ: социально-гуманитарная;
художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
17.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности,
информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма,
профилактики травли в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
освещение деятельности лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» в
официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование
возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей
через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой
информации.
17.3. Модуль «Проектная деятельность».
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
18. При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы
обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных линий, включая каждое
пространство, в котором ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои
способности.
18.Уровни реализации содержания включают в себя:
18.1. Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и демонстрацию
ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая
региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все
направления и всех специалистов, должна представлять собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих
воспитательный компонент.
18.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются исходя из возрастных особенностей и
предполагают реализацию содержания по дружинам. Одной из эффективных и универсальных
форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»), которое
предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с особенностями своего уклада.
18.3. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми направления:
секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном 6уровне. Особенность работы
заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
18.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством,
создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей и
взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения; доверительное
общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные
дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и других;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектива) через игры, элементы
тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов;
предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня, по
самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно- гигиенических требований;
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в
организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов, названия, девиза, эмблемы,
песни, которые подчеркнут принадлежность к конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены,
результатов;
поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда представляющих интересы отряда в
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления возможно применение метода чередования творческих поручений;
проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой): огонек
знакомства, огонек организационного периода, огонек- анализ дня, огонек прощания,
тематический огонек, коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена на создание
нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую действительность (основу
данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа).
IV.
Организационный раздел
19. Особенности воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей
«Солнышко» обусловлены прежде всего их ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его
занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой деятельностью, а также
средой, в которой реализуется Программа.
20. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко»
7
организуется на базе МБОУ Новопавловский УВК. Для лагеря с дневным
пребыванием детей
характерны формы работы, не требующие длительной подготовки, репетиций с участниками.
Предпочтение отдается игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве
одного из методов. В связи с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с
дневным пребыванием детей составляют педагогические работники общеобразовательной
организации, в календарном плане воспитательной работы преобладают привычные для
образовательной организации форматы.
21. Уклад лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» задает расписание
деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности
воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы, нравственную
культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность организации. На
формирование уклада лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» влияют региональные
особенности: исторические, этнокультурные, социально- экономические, художественнокультурные, а также тип поселения.
22. Уклад лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» непосредственно связан с
такими характеристиками, как открытость организации как социальной среды.
23. Элементами уклада являются:
23.1. Быт в лагере дневного пребывания «Солнышко» организован таким образом, чтобы
обеспечить детям комфортное и безопасное пребывание, а также полезное и интересное
проведение времени. Обычно смена начинается с включения в расписание утренней зарядки или
активных игр на свежем воздухе, что помогает детям проснуться и настроиться на рабочий день.
Далее следуют учебные занятия или познавательные мастер-классы, которые проводятся в
специально оборудованных классных комнатах или зонах для занятий. Завтрак и обед — важные
моменты в расписании, позволяющие детям получить питание и отдохнуть. После еды дети могут
заниматься творческими или спортивными активностями, что способствует развитию их навыков
и физических способностей. В течение дня организуются различные игры, экскурсии и прогулки
на свежем воздухе, что помогает детям развивать социальные навыки и интерес к окружающему
миру. Когда смена подходит к завершению, дети собираются в общие зоны для игр с рассказами о
прошедшем дне и подготовкой к возвращению домой. Важно, чтобы в лагере поддерживалась
дружелюбная и спокойная атмосфера, а воспитатели следили за безопасностью и настроением
детей.
23.2. Режимы безопасности в лагере дневного пребывания «Солнышко»
предусматривают комплекс мер, направленных на обеспечение физической и психологической
безопасности детей, а также на предотвращение чрезвычайных ситуаций. Основные компоненты
включают:
1. Контроль входа и выхода: У входа организована система пропуска и регистрации детей,
сопровождающих лиц, а также присутствие охраны или ответственных сотрудников. Все
посторонние должны пройти проверку и получить разрешение на вход.
2. Меры по предотвращению травм и несчастных случаев: оборудованы безопасные
игровые площадки, соблюдаются требования по использованию защитных средств,
предусмотрены инструкции по поведению для детей и персонала.
3. Медицинское обеспечение: в лагере есть аптечка, квалифицированный медик, а также
разработана система оказания первой помощи при необходимости.
4. Обучение и инструкции по пожарной безопасности и антитеррористической
защищенности: проводят инструктажи для детей и персонала, демонстрируют алгоритмы
действий в экстренных ситуациях, регулярно проводятся учебные тревоги.
5. Контроль за приемом пищи и соблюдением гигиенических требований: соблюдается
санитарно-гигиенический режим, контролируется качество продуктов питания и чистота
помещений.
6. Видеонаблюдение и охрана территории: на территории
установлены камеры
8
видеонаблюдения, осуществляется круглосуточное патрулирование и контроль. Эти меры
позволяют создать безопасную среду, способствующую гармоничному развитию и отдыху детей.
23.3. Культура нашего лагеря с дневным пребыванием детей основана на принципах
уважения, безопасности и развития. Мы стремимся создать тёплую, дружественную и
вдохновляющую атмосферу, в которой каждый ребёнок чувствует себя комфортно и свободно для
самореализации.
Важные ценности нашего лагеря — это командная работа, взаимопомощь, творчество и
ответственное отношение к своим поступкам. Мы поощряем инициативность детей,
поддерживаем их интересы и способствуем развитию личностных и социальных навыков.
В нашей культуре особое внимание уделяется созданию безопасной и
поддерживающей среды, где каждый участник чувствует себя частью большой семьи.
Мы ценим каждого ребёнка за его индивидуальность и стараемся развивать таланты
и склонности через разнообразные обучающие и игровые мероприятия. Такая корпоративная
культура способствует не только весёлому и познавательному отдыху, но и формированию у
детей положительных ценностей, умений работать в команде и проявлять инициативу.
Символическое пространство лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
включает в себя множество элементов, которые создают особую атмосферу и формируют
восприятие этого места как безопасной, дружественной и развивающей среды для детей.
Вот основные аспекты и символы, характеризующие такое пространство:
1. Визуальные символы и оформление: - Яркие цвета и мультяшные
изображения создают ощущение радости, активности и веселья.
- Логотипы, гербы или эмблемы лагеря, отражающие его уникальность и ценности.
- Тематические уголки и зоны, оформленные в соответствии с выбранной концепцией (природа,
фантазия, спорт).
2. Символы безопасности и заботы:
- Оснащение и памятки о правилах поведения — символ заботы о здоровье и безопасности детей.
- Области общего сближения и взаимодействия, обозначенные дружелюбной символикой.
4. Эмоциональные и культурные элементы:
- Детские рисунки и плакаты, созданные руками участников — отображение их индивидуальности
и участия.
5. Интерактивные и игровые объекты:
- Карты, схемы и ярлыки — облегчающие ориентацию и делая пространство понятным и
дружелюбным.
- Игровые атрибуты — символ познавательного и эмоционального развития.
В целом, символическое пространство лагеря с дневным пребыванием детей —
это место, наполненное позитивом, безопасностью и возможностями для саморазвития. Оно
создает ощущение уюта, радости и доверия у детей, стимулирует их интерес и способствует
формированию позитивных ценностей.
24. Реализация Программы включает в себя:
24.1. Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена
организации отдыха детей и их оздоровления подбор педагогического состава с практическими
блоками освоения реализации содержания Программы, установочное педагогическое совещание с
включением всего кадрового состава, подготовка методических материалов, включая примеры
сценариев для проведения работы на отрядном уровне, планирование деятельности,
информационную работу с родителем (родителями) или законным представителем (законными
представителями).
24.2. Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация
детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха детей и
их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
9
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной
работы.
24.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного
потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и
в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных
(обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
воспитательной работы.
24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов
совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и
формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей.
Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
24.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности,
сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении
в постоянный детских коллектив посредством обратной связи или характеристик, направленных
или переданных в образовательную организацию.
24.6. Анализ воспитательной работы лагеря с дневным пребывание детей «Солнышко»
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и последующего их
решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который
проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной
кампании для сезонного.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный план
воспитательной работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем
директора по воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом, педагогоморганизатором, с последующим обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации
программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления в целом;
работы конкретных структурных звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов,
органов самоуправления); деятельности педагогического коллектива; работы с родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями).
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) является аналитическая
справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания на следующий год.
25. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации
Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными образовательными
организациями, организациями культуры, спорта, общественными и молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей деятельности цель и
задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
26. Партнерское взаимодействие лагеря с дневным пребыванием детей с Движением
Первых предполагает совместную деятельность, направленную на развитие и поддержку детей, а
также на реализацию социальных и образовательных инициатив. Основные аспекты такого
взаимодействия могут включать:
1. Совместное планирование программ: разработка мероприятий, ориентированных на
воспитание патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, с учетом целей
Движения первых.
2. Проведение обучающих и воспитательных мероприятий: тренингов, семинаров,
лекций и мастер-классов, организуемых совместно с представителями Движения Первых, для
расширения кругозора детей и формирования ценностей. 3. Волонтерская деятельность: участие
представителей Движения в совместных активностях, таких 10
как экологические акции,
благоустройство территории лагеря или социальные проекты.
4. Информационная поддержка и пропаганда: использование ресурсов и материалов
Движения для повышения информационной грамотности участников лагеря и популяризации
идей гражданской активности.
5. Обратная связь и оценка эффективности сотрудничества: регулярное обсуждение
достигнутых результатов, анализ опыта для дальнейшего улучшения партнерских инициатив.
Такое взаимодействие способствует воспитанию у детей гражданской
ответственности, патриотизма и социальных навыков, а также укрепляет связи между
организациями, что позволяет реализовать более эффективные и комплексные программы
развития молодежи.
27. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом
- родителями (законными представителями) детей - может предусматривать следующие форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных
представителей) до начала заезда ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления об
особенностях воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах,
которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях
и мессенджерах.
Организация кадрового обеспечения лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
включает несколько ключевых аспектов:
1. Руководство лагеря:
- Начальник лагеря — руководит всей деятельностью, координирует работу коллектива,
отвечает за выполнение программ и безопасность детей.
- Заместитель начальника — помогает в оперативном управлении, занимается
организацией смен, взаимодействием с родителями и контролем работы сотрудников.
2. Педагогический состав:
- Воспитатели — осуществляют непосредственное воспитание и развитие детей, проводят
образовательные и художественно-эстетические программы.
- Инструктор по спортивным и игровым занятиям – организует физическую активность,
спортивные игры и тренировки.
- Учителя/преподаватели – реализуют образовательные модули по различным предметам,
соответствующим программе лагеря.
3. Медицинский персонал:
- Медсестра - обеспечивает медицинское обслуживание, профилактику и реагирует на
возможные происшествия.
4. Технический и вспомогательный персонал:
- Обслуживающий персонал — дворник, повар, специалисты по безопасности —
обеспечивают безопасную и комфортную среду.
- Административный персонал — ответственный за учет документов, финансовые
операции.
5. Подбор и обучение кадров:
- Все сотрудники проходят инструктаж по технике безопасности, обучающие семинары
по работе с детьми и педагогическим методикам.
6. Планирование смен и график работы:
- Составляется расписание работы педагогов, сменных и внеплановых мероприятий,
учитывая возраст и потребности детей.
7. Контроль и оценка деятельности:
- Регулярное проведение оценки работы персонала, получение обратной связи от
родителей и детей для повышения качества работы.
Таким образом, кадровое обеспечение лагеря строится на четкой структуре,
профессиональной подготовке сотрудников и постоянном контроле за выполнением обязанностей,
что обеспечивает безопасную, интересную и развивающую деятельность для детей.
Методическое обеспечение лагеря с дневным пребыванием
11 детей — это система
организационно-педагогических мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества
образовательного и воспитательного процесса в лагере. Этот процесс включает в себя подготовку,
планирование и координацию деятельности педагогических работников, а также создание условий
для развития детей. Кем осуществляется методическое обеспечение:
- Руководитель лагеря — отвечает за общее методическое руководство, координирует
работу педагогического коллектива, утверждает методические рекомендации.
- Педагогический коллектив — воспитатели, педагог-организатор, специалисты
(психолог, медицинский работник), реализующие методическую работу на практике.
Как осуществляется методическое обеспечение:
1. Разработка методической документации: составление программ, планов, инструкций
и рекомендаций, соответствующих возрасту и особенностям детей.
2. Обучение и повышение квалификации педагогов: проведение семинаров,
тренингов, методических совещаний для обмена опытом и повышения профессиональных
навыков.
3. Планирование воспитательной работы: разработка тематических программ,
проектных мероприятий, проведения конкурсов и мероприятий, согласованных с методическими
рекомендациями.
4. Мониторинг и анали́з деятельности: оценка эффективности реализуемых методов,
корректировка программ и методов работы.
5. Просвещение и обмен опытом: использование современных педагогических
технологий, участие в профессиональных семинарах, конференциях, консультациях.
Итак, методическое обеспечение лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
осуществляется руководителем лагеря и педагогическим коллективом на основе методических
рекомендаций Министерства образования, региональных образовательных стандартов и
современных педагогических технологий, с целью создания оптимальных условий для развития и
воспитания детей.
28. Материально-техническое обеспечение реализации Программы определят базовый
минимум, который необходим для любого типа организации отдыха детей и их оздоровления для
качественной реализации содержания программы воспитательной работы:
флагшток, Государственный флаг Российской Федерации, флаг Республики Крым;
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального оформления
фонограммы, записи;
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные
уголки (стенды);
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления
программных событий;
специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной программы
воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности и направленностей
дополнительного образования (штатив, пробирки, колбы, химические реагенты)
12
Приложение № 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2025 ГОД
№
п/п
Форма
проведения
Наименование мероприятия
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
1
«Собирайся, детвора!»
2
«На старт»
3
«Богатырские забавы»
4
«Олимпийские игры»
5
«Физкульт-УРА»
Утренняя
зарядка
Подвижные
игры
Спортивный
13
праздник
Спортивные
состязания
Большая
командная игра
Уровень
проведения
Общелагерный
Отрядный
Межотрядный
Общелагерный
Групповой
Межотрядный
Межотрядный
Модуль «Культура России»
1
«Знаток русских сказок»
2
Час народной игры
3
«Мы едины и непобедимы»
4
«Ларец народной мудрости»
5
«Там, на неведомых дорожках»
6
«У моей России…», «Окна России»
7
«Дела семейные»
Конкурс
Командная игра
Шоу-квест
Конкурс
знатоков
Театральный час
Конкурс
рисунков на
асфальте
Викторина
Отрядный
Межотрядный
Групповой
Общелагерный
Отрядный
Межотрядный
Межотрядный
Общелагерный
Отрядный
Межотрядный
Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
1
«Человек отражается в своих поступках»
2
«Мальчики и девочки»
Занятие с
просмотром
мультфильмов и
видеороликов
Занятие с
элементами
тренинга
Модуль «Детское самоуправление»
1
«Юный художник»
2
«Мамина улыбка»
1
«В волшебной пушкинской стране»
2
«Познаем сказки А.С.Пушкина»
Конкурс
рисунков
Музей
асфальтной
живописи
Выставка
рисунков
Игровой час
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Отрядный
Отрядный
3
«Робот будущего»
4
«Подарок своей семье»
5
«Война глазами детей»
Выставка
рисунков
Творческая
мастерская
Конкурс
рисунков
Отрядный
Отрядный
Общелагерный
Модуль «Инклюзивное пространство»
Воспитательный
час
Конкурс
рисунков
14 на
асфальте
1
«Поговорим о дружбе»
2
«Детство, радость, мир!»
3
«По тропинкам доброты»
4
«Наши добрые и полезные дела»
Квест
Создание дерева
Модуль «Профориентация»
Межотрядный
Общелагерный
Общелагерный
Общелагерный
Отрядный
1
«Химический калейдоскоп»
Игра
Межотрядный
2
«Экспедиция вкусов»
Настольная игра
Отрядный
3
«Химия – наука чудес»
Мероприятие
Межотрядный
4
«Удивительная физика»
5
«ХимикУМ»
6
«Физика малышам»
7
«Шумный Джин»
Мастер-класс
Межотрядный
8
«Занимательная химия: теория и практика»
Мероприятие
Общелагерный
9
«Царица наук»
10
«Дым в стакане»
11
«Физика вокруг нас»
12
«Моё первое знакомство с химией»
Опыты,
эксперименты
Игра
Физические
сказки
Познавательная
интерактивная
игра
Межотрядный
Межотрядный
Межотрядный
Общелагерный
Мастер-класс
Межотрядный
Игра
Межотрядный
Мероприятие
Межотрядный
Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых»
1
«Играю я – играют друзья»
2
«Знакомьтесь, это – мы!»
3
«Танцуем вместе»
4
«В рамках детства»
Игровой час
Творческая
встреча,
праздник
Танцевальная
программа
Танцевальный
час
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Межотрядный
Межотрядный
5
«Открываем Россию»
6
Выход в учреждение села
7
«Макет города, села»
8
«Вызов Первых»
9
«Первая помощь Первых»
10
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
11
Экологический показ мод
12
«Создание экологического постера и его защита»
13
Возложение цветов к памятнику «Братская
могила»
14
Встреча с участником СВО
15
Время добрых дел.
Тематический
час
Экскурсия
Конкурс
бумажных
скульптур
Спортивные
эстафеты
Мастер-класс
Игра
15 по
станциям
Мероприятие
Экологический
час
Мероприятие ко
дню памяти и
скорби
Беседы
Помощь в
уборке школы,
пришкольной
территории
Отрядный
Общелагерный
Отрядный
Отрядный
Межотрядный
Общелагерный
Общелагерный
Общелагерный
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный
Общелагерный
Отрядный
Общелагерный