10 геометрия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественно-математического
цикла
Протокол №01 от
30.08.2023г.
__________Т.С.Шостак

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Заместитель директора по Новопавловский УВК
УР
______ Е.П.Стефанцова
________Н.И.Фотлер
Пр.№425 от 01.09.2023
31.08.2023г.
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»
для 10 класса среднего общего образования
(базовый уровень)
на 2023-2024 учебный года
Составлена
учителем Салидиновой Л.С.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 01
«31».08. 2023 г.

с. Новопавловка, 2023 г.

Цели изучения учебного курса
Важность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена
практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в

направлении личностного развития обучающихся, формирования функциональной математической
грамотности, изучения других учебных дисциплин. Развитие у учащихся правильных представлений о
сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального,
характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в
системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует
формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для
адаптации в современном обществе.
Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего общего образования, так как
обеспечивает возможность изучения как дисциплин естественно-научной направленности, так и
гуманитарной.
Логическое мышление, формируемое при изучении обучающимися понятийных основ геометрии
и построении цепочки логических утверждений в ходе решения геометрических задач, умение выдвигать
и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении задач естественно-научного цикла,
в частности из курса физики.
Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль во всех областях деятельности
человека. Ориентация человека во времени и пространстве ― необходимое условие его социального
бытия, форма отражения окружающего мира, условие успешного познания и активного преобразования
действительности. Оперирование пространственными образами объединяет разные виды учебной и
трудовой деятельности, является одним из профессионально важных качеств, поэтому актуальна задача
формирования у обучающихся пространственного мышления как разновидности образного мышления ―
существенного компонента в подготовке к практической деятельности по многим направлениям.
Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на базовом уровне обучения –
общеобразовательное и общекультурное развитие обучающихся через обеспечение возможности
приобретения и использования систематических геометрических знаний и действий, специфичных
геометрии, возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с
прикладным использованием геометрии.
Программа по геометрии на базовом уровне предназначена для обучающихся средней школы, не
испытывавших значительных затруднений на уровне основного общего образования. Таким образом,
обучающиеся на базовом уровне должны освоить общие математические умения, связанные со
спецификой геометрии и необходимые для жизни в современном обществе. Кроме этого, они имеют
возможность изучить геометрию более глубоко, если в дальнейшем возникнет необходимость в
геометрических знаниях в профессиональной деятельности.
Достижение цели освоения программы обеспечивается решением соответствующих задач.
Приоритетными задачами освоения курса «Геометрии» на базовом уровне в 10―11 классах являются:
● формирование представления о геометрии как части мировой культуры и осознание её
взаимосвязи с окружающим миром;
● формирование представления о многогранниках и телах вращения как о важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира;
● формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и
тела вращения;
● овладение методами решения задач на построения на изображениях пространственных фигур;
● формирование умения оперировать основными понятиями о многогранниках и телах вращения и
их основными свойствами;
● овладение алгоритмами решения основных типов задач; формирование умения проводить
несложные доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с практическим
содержанием;
● развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, критичности мышления;
● формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать
проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и
при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать
их на языке геометрии и создавать геометрические модели, применять освоенный геометрический
аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные
результаты.

Отличительной особенностью программы является включение в курс стереометрии в начале его
изучения задач, решаемых на уровне интуитивного познания, и определённым образом организованная
работа над ними, что способствуют развитию логического и пространственного мышления, стимулирует
протекание интуитивных процессов, мотивирует к дальнейшему изучению предмета.
Предпочтение отдаётся наглядно-конструктивному методу обучения, то есть теоретические
знания имеют в своей основе чувственность предметно-практической деятельности. Развитие
пространственных представлений у учащихся в курсе стереометрии проводится за счёт решения задач на
создание пространственных образов и задач на оперирование пространственными образами. Создание
образа проводится с опорой на наглядность, а оперирование образом — в условиях отвлечения от
наглядности, мысленного изменения его исходного содержания.
Основные содержательные линии курса «Геометрии» в 10–11 классах: «Многогранники»,
«Прямые и плоскости в пространстве», «Тела вращения», «Векторы и координаты в пространстве».
Формирование логических умений распределяется не только по содержательным линиям, но и по годам
обучения на уровне среднего общего образования.
Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения Примерной
рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы
овладение геометрическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с
соблюдением принципа преемственности, чтобы новые знания включались в общую систему
геометрических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные
связи.
Место учебного курса в учебном плане
В Учебном плане на изучение геометрии отводится не менее 2 учебных часов в неделю в 10 классе
и 1 учебного часа в неделю в 11 классе, всего за два года обучения не менее 102 учебных часа.
Планируемые предметные результаты освоения Примерной рабочей программы курса (по годам
обучения)
Предметные результаты изучения геометрии на базовом уровне ориентированы на достижение
уровня математической грамотности, необходимого для успешного решения задач в реальной жизни и
создание условий для их общекультурного развития.
Освоение учебного курса «Геометрия» на базовом уровне среднего общего образования должно
обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
10 класс
 Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость.
 Применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении геометрических задач.
 Оперировать понятиями: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.
 Классифицировать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
 Оперировать понятиями: двугранный угол, грани двугранного угла, ребро двугранного угла;
линейный угол двугранного угла; градусная мера двугранного угла.
 Оперировать понятиями: многогранник, выпуклый и невыпуклый многогранник, элементы
многогранника, правильный многогранник.
 Распознавать основные виды многогранников (пирамида; призма, прямоугольный параллелепипед,
куб).
 Классифицировать многогранники, выбирая основания для классификации (выпуклые и
невыпуклые многогранники; правильные многогранники; прямые и наклонные призмы,
параллелепипеды).
 Оперировать понятиями: секущая плоскость, сечение многогранников.
 Объяснять принципы построения сечений, используя метод следов.
 Строить сечения многогранников методом следов, выполнять (выносные) плоские чертежи из
рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу.
 Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя
известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление
расстояний между двумя точками, от точки до прямой, от точки до плоскости, между
скрещивающимися прямыми.
 Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя
известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление

углов между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями,
двугранных углов.
 Вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма, пирамида) с применением
формул; вычислять соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных
многогранников.
 Оперировать понятиями: симметрия в пространстве; центр, ось и плоскость симметрии; центр, ось и
плоскость симметрии фигуры.
 Извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию о пространственных геометрических
фигурах, представленную на чертежах и рисунках.
 Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих
несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме.
 Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при
решении стереометрических задач.
 Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление
законов геометрии в искусстве.
 Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять
изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы,
моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с
использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи,
связанные с нахождением геометрических величин.
Содержание учебного курса (по годам обучения)
10 класс
Прямые и плоскости в пространстве
Основные понятия стереометрии. Точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об
аксиоматическом построении стереометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них.
Взаимное расположение прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и
скрещивающиеся прямые. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве: параллельные прямые в
пространстве; параллельность трёх прямых; параллельность прямой и плоскости. Углы с
сонаправленными сторонами; угол между прямыми в пространстве. Параллельность плоскостей:
параллельные плоскости; свойства параллельных плоскостей. Простейшие пространственные фигуры на
плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед; построение сечений.
Перпендикулярность прямой и плоскости: перпендикулярные прямые в пространстве, прямые
параллельные и перпендикулярные к плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости,
теорема о прямой перпендикулярной плоскости. Углы в пространстве: угол между прямой и плоскостью;
двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Перпендикуляр и наклонные: расстояние от точки до
плоскости, расстояние от прямой до плоскости, проекция фигуры на плоскость. Перпендикулярность
плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей. Теорема о трёх перпендикулярах.
Многогранники
Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые
многогранники; развёртка многогранника. Призма: n-угольная призма; грани и основания призмы;
прямая и наклонная призмы; боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный
параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и
полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды.
Правильные многогранники: понятие правильного многогранника; правильная призма и правильная
пирамида; правильная треугольная пирамида и правильный тетраэдр; куб. Представление о правильных
многогранниках: октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Сечения призмы и пирамиды.
Симметрия в пространстве: симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Элементы
симметрии в пирамидах, параллелепипедах, правильных многогранниках.
Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы. Площадь боковой поверхности и
полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой
призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади
усечённой пирамиды. Понятие об объёме. Объём пирамиды, призмы.
Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами
подобных тел.

Тематическое планирование учебного курса (по годам обучения)
10 класс (68 часов)
Название
раздела
Введение в
стереометри
ю
(10 ч)

Основное содержание

Основные понятия
стереометрии: точка, прямая,
плоскость, пространство.
Правила изображения на
рисунках: изображения
плоскостей, параллельных
прямых (отрезков), середины
отрезка. Понятия:
пересекающиеся плоскости,
пересекающиеся прямая и
плоскость.
Знакомство
с
многогранниками,
изображение
многогранников на рисунках,
на проекционных чертежах.
Начальные сведения о кубе и
пирамиде, их развёртки и
модели.
Сечения
многогранников.
Понятие об аксиоматическом
построении
стереометрии:
аксиомы стереометрии и
следствия из них
Прямые
Взаимное
расположение
и плоскости прямых в пространстве:
в
пересекающиеся,
пространств параллельные
и
е.
скрещивающиеся прямые.
Параллельно Параллельность прямых и
сть прямых плоскостей в пространстве:
и
параллельные прямые в
плоскостей
пространстве; параллельность
(12 ч)
трёх прямых; параллельность
прямой и плоскости. Углы с
сонаправленными сторонами;
угол между прямыми в
пространстве.
Параллельность плоскостей:
параллельные
плоскости;
свойства
параллельных
плоскостей.
Простейшие
пространственные фигуры на
плоскости: тетраэдр, куб,
параллелепипед; построение
сечений

Основные виды деятельности учащихся
Актуализировать факты и методы планиметрии,
релевантные теме.
Получать представления о пространственных фигурах,
разбирать простейшие правила изображения этих фигур.
Изображать прямую и плоскость на рисунке.
Распознавать многогранники, пирамиду, куб, называть
их элементы.
Делать рисунок куба, пирамиды, находить ошибки в
неверных изображениях.
Знакомиться с сечениями, с методом следов;
использовать для построения сечения метод следов,
кратко записывать шаги построения сечения.
Распознавать вид сечения и отношений, в которых
сечение делит ребра куба, находить площадь сечения.
Использовать подобие при решении задач на
построение сечений.
Знакомиться
с
аксиоматическим
построением
стереометрии, с аксиомами стереометрии и следствиями
из них.
Иллюстрировать аксиомы рисунками и примерами из
окружающей обстановки

Актуализировать факты и методы планиметрии,
релевантные теме, проводить аналогии.
Перечислять возможные способы расположения двух
прямых в пространстве, иллюстрировать их на примерах.
Давать определение скрещивающихся
прямых,
формулировать признак скрещивающихся прямых и
применять его при решении задач.
Распознавать призму, называть её элементы.
Строить сечения призмы на готовых чертежах.
Перечислять возможные способы взаимного
расположения прямой и плоскости в пространстве,
приводить соответствующие примеры из реальной жизни.
Давать определение параллельности прямой и
плоскости.
Формулировать признак параллельности прямой и
плоскости, утверждение о прямой пересечения двух
плоскостей, проходящих через параллельные прямые.
Решать практические задачи на построение сечений
многогранника.
Объяснять
случаи
взаимного
расположения
плоскостей.
Давать определение параллельных плоскостей;
приводить примеры из реальной жизни и окружающей
обстановки,
иллюстрирующие
параллельность
плоскостей.
Использовать
признак
параллельности
двух
плоскостей, свойства параллельных плоскостей при

Перпендику
лярность
прямых и
плоскостей
(12 ч)

Перпендикулярность
прямой
и
плоскости:
перпендикулярные прямые в
пространстве,
прямые
параллельные
и
перпендикулярные
к
плоскости,
признак
перпендикулярности прямой
и плоскости, теорема о
прямой перпендикулярной
плоскости
Перпендикуляр и наклонные:
расстояние от точки до
плоскости, расстояние от
прямой до плоскости.

Углы
между
прямыми и
плоскостями
(10 ч)

Углы в пространстве: угол
между прямой и плоскостью;
двугранный угол, линейный
угол двугранного угла.
Перпендикулярность
плоскостей:
признак
перпендикулярности
двух

решении задач на построение.
Объяснять, что называется параллельным
проектированием и как выполняется проектирование
фигур на плоскость.
Изображать в параллельной проекции различные
геометрические фигуры.
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,
исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий.
Использовать при решении задач на построение
сечений понятие параллельности, признаки и свойства
параллельных прямых на плоскости
Актуализировать факты и методы планиметрии,
релевантные теме, проводить аналогии.
Объяснять, какой угол называется углом между
пересекающимися прямыми, скрещивающимися прямыми
в пространстве.
Давать определение перпендикулярных прямых и
прямой, перпендикулярной к плоскости.
Находить углы между скрещивающимися прямыми в
кубе и пирамиде.
Приводить примеры из реальной жизни и окружающей
обстановки,
иллюстрирующие
перпендикулярность
прямых в пространстве и перпендикулярность прямой к
плоскости.
Формулировать признак перпендикулярности прямой
и плоскости, применять его на практике: объяснять
перпендикулярность ребра куба и диагонали его грани,
которая его не содержит, находить длину диагонали куба.
Вычислять высоту правильной треугольной и правильной
четырёхугольной пирамид по длинам рёбер.
Решать задачи на вычисления, связанные с
перпендикулярностью
прямой
и
плоскости,
с
использованием при решении планиметрических фактов и
методов.
Объяснять, что называют перпендикуляром и
наклонной из точки к плоскости; проекцией наклонной на
плоскость. Объяснять, что называется расстоянием: от
точки до плоскости; между параллельными плоскостями;
между прямой и параллельной ей плоскостью; между
скрещивающимися прямыми.
Находить эти расстояния в простых случаях в кубе,
пирамиде, призме.
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,
исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий.
Использовать при решении задач на построение
сечений теорему Пифагора, свойства прямоугольных
треугольников.
Актуализировать факты и методы планиметрии,
релевантные теме, проводить аналогии.
Давать определение угла между прямой и плоскостью,
формулировать теорему о трёх перпендикулярах и
обратную к ней.
Находить угол между прямой и плоскостью в
многограннике, расстояние от точки до прямой на

плоскостей. Теорема о трёх плоскости, используя теорему о трёх перпендикулярах.
перпендикулярах
Проводить на чертеже перпендикуляр: из точки на
прямую; из точки на плоскость.
Давать определение двугранного угла и его элементов.
Объяснять равенство всех линейных углов двугранного
угла.
Находить на чертеже двугранный угол при ребре
пирамиды, призмы, параллелепипеда.
Давать определение угла между плоскостями.
Давать определение и формулировать признак взаимно
перпендикулярных плоскостей.
Находить углы между плоскостями в кубе и пирамиде.
Использовать при решении задач основные теоремы и
методы планиметрии.
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,
исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий.
Использовать при решении задач на построение
сечений соотношения в прямоугольном треугольнике.
Многогранни Понятие
многогранника,
Актуализировать факты и методы планиметрии,
ки
основные
элементы релевантные теме, проводить аналогии.
(10 ч)
многогранника, выпуклые и
Давать определение параллелепипеда, распознавать
невыпуклые многогранники; его виды и изучать свойства.
развёртка многогранника.
Давать определение пирамиды, распознавать виды
Призма: n-угольная призма;
пирамид, формулировать свойства рёбер, граней и высоты
грани и основания призмы;
правильной пирамиды.
прямая и наклонная призмы;
Находить площадь полной и боковой поверхности
боковая и полная
пирамиды.
поверхность призмы.
Давать определение усечённой пирамиды, называть её
Параллелепипед,
элементы.
прямоугольный
Формулировать теорему о площади боковой
параллелепипед и его
поверхности правильной усечённой пирамиды.
свойства.
Решать задачи на вычисление, связанные с
Пирамида:
n-угольная пирамидами, а также задачи на построение сечений.
пирамида, грани и основание
Давать определение призмы, распознавать виды призм,
пирамиды; боковая и полная изображать призмы на чертеже.
поверхность
пирамиды;
Находить площадь полной или боковой поверхности
правильная и
усечённая призмы.
пирамида.
Изучать соотношения Эйлера для числа рёбер, граней
Элементы
призмы
и и вершин многогранника.
пирамиды.
Изучать виды правильных многогранников, их
Правильные многогранники: названия и количество граней.
понятие
правильного
Изучать симметрию многогранников.
многогранника; правильная
Объяснять, какие точки называются симметричными
призма
и
правильная относительно данной точки, прямой или плоскости, что
пирамида;
правильная называют центром, осью или плоскостью симметрии
треугольная пирамида и фигуры.
правильный тетраэдр; куб.
Приводить примеры симметричных фигур в
Представление о правильных архитектуре, технике, природе.
многогранниках:
октаэдр,
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,
додекаэдр и икосаэдр.
исследовать построенные модели с использованием
Симметрия в пространстве: геометрических
понятий,
использовать
подобие
симметрия
относительно многогранников.
точки, прямой, плоскости.
Элементы
симметрии
в
пирамидах,

Объёмы
многогранни
ков
(8 ч)

Повторение:
сечения,
расстояния и
углы
(8 ч)

параллелепипедах,
правильных многогранниках.
Вычисление
элементов
многогранников:
рёбра,
диагонали, углы. Площадь
боковой
поверхности
и
полной поверхности прямой
призмы, площадь оснований,
теорема
о
боковой
поверхности прямой призмы.
Площадь
боковой
поверхности и поверхности
правильной
пирамиды,
теорема о площади боковой
поверхности
усечённой
пирамиды
Понятие об объёме. Объём
Актуализировать факты и методы планиметрии,
пирамиды, призмы
релевантные теме.
Объяснять, как измеряются объёмы тел, проводя
аналогию с измерением площадей многоугольников.
Формулировать основные свойства объёмов.
Изучать, выводить формулы объёма прямоугольного
параллелепипеда, призмы и пирамиды.
Вычислять объём призмы и пирамиды по их элементам.
Применять объём для решения стереометрических задач
и для нахождения геометрических величин.
Моделировать реальные ситуации на языке геометрии,
исследовать построенные модели с использованием
геометрических понятий
Построение сечений в
Строить сечение многогранника методом следов.
многограннике.
Давать определение расстояния между фигурами.
Вычисление расстояний:
Находить
расстояние
между
параллельными
между двумя точками, от
плоскостями, между плоскостью и параллельной ей
точки до прямой, от точки до прямой, между скрещивающимися прямыми.
плоскости; между
Строить линейный угол двугранного угла на чертеже
скрещивающимися
многогранника и находить его величину.
прямыми.
Находить углы между плоскостями в многогранниках
Вычисление углов:
между скрещивающимися
прямыми, между прямой и
плоскостью, двугранных
углов, углов между
плоскостями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».