Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
Рабочая программа основного общего образования
по предмету «Биология»
для 5 класса
(надомное обучение)
на 2023/2024 учебный год
соответствует федеральной рабочей программе,
утвержденной Приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370
с. Новопавловка, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В
программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по
биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии в 5 классе составляет 34 часа:
17 –аудиторные,17-самостоятельное изучение.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание,
выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение.
Живая и неживая природа – единое целое.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника,
зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Профессии,
связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и другие (4–5
профессий). Связь биологии с другими науками (математика, география и другие науки).
Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного
человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими
приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск
информации с использованием различных источников (научно-популярная литература,
справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод
измерения (инструменты измерения). Наблюдение и эксперимент как ведущие методы
биологии.
Лабораторные и практические работы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки,
мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза
(натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с
помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.
3. Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие.
Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица
строения и жизнедеятельности организмов. Устройство увеличительных приборов: лупы и
микроскопа. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка,
цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы
органов.
Жизнедеятельность
организмов.
Особенности
строения
и
процессов
жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение,
развитие, раздражимость, приспособленность. Организм – единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы
(отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы
жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере
самостоятельно приготовленного микропрепарата).
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о
среде
обитания.
Водная,
наземно-воздушная,
почвенная,
внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред
обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения
в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных
сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания.
Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных
сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные
сообщества).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ.
Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в
жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты:
природные и культурные.
Лабораторные и практические работы.
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и других
искусственных сообществ).
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом
численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные
экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв,
их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые
территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная
книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Аудиторные
часы
Самостоятельное
изучение
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Биология — наука о живой природе
4
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
2
Методы изучения живой природы
4
2
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
3
Организмы — тела живой природы
10
5
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
4
Организмы и среда обитания
6
3
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
5
Природные сообщества
6
3
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
6
Живая природа и человек
3
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
7
Резервное время
1
1
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
34
17
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Живая и неживая природа.
Признаки живого
1
2
Биология - система наук о живой
природе
1
3
Роль биологии в познании
окружающего мира и практической
деятельности современного
человека
1
4
Источники биологических знаний
1
5
Научные методы изучения живой
природы
1
6
Методы изучения живой природы:
измерение
1
7
Методы изучения живой природы:
наблюдение и эксперимент.
1
8
Методы изучения живой природы:
описание.
1
9
Понятие об организме
1
10
Увеличительные приборы для
исследований
1
Аудиторные
часы
Самостоятельное
изучение
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccf56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd0c8
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd9ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd65e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd866
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cdb36
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd3de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cddde
11
Цитология – наука о клетке.
1
12
Жизнедеятельность организмов
1
13
Свойства живых организмов.
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce73e
14
Практическая работа
«Ознакомление с принципами
систематики организмов»
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec
1
1
15
Многообразие и значение растений
1
1
16
Многообразие и значение
животных
1
1
17
Многообразие и значение грибов
1
18
Бактерии и вирусы как форма
жизни
1
19
Среды обитания организмов
1
20
Водная среда обитания организмов
1
21
Наземно-воздушная среда обитания
организмов
1
22
Почвенная среда обитания
организмов.
1
23
Организмы как среда обитания
1
24
Сезонные изменения в жизни
организмов
1
25
Понятие о природном сообществе.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce568
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cea68
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cec3e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cedba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf508
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
26
Взаимосвязи организмов в
природных сообществах
1
27
Пищевые связи в природных
сообществах
1
28
Разнообразие природных
сообществ
1
29
Искусственные сообщества, их
отличие от природных сообществ.
1
30
Природные зоны Земли, их
обитатели
1
31
Влияние человека на живую
природу
1
32
Глобальные экологические
проблемы
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340
33
Контрольная работа №1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d064c
34
Резервный урок. Обобщение
знаний по материалу, изученному в
5 классе
1
1
34
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf7e2
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfb20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfd3c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfeea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340
1
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение – 5 класс( надомное обучение) на 2023-2024 учебный год.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология: Введение в биологию: Линейный курс, 5 класс/ Пасечник В.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://zooclub.ru
https://neznaika.info/oge/bio_oge
https://bio-oge.sdamgia.ru/