Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол от 30.08.2023 г № 1
Т.С.Горелая
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
Н.И.Фотлер
31.08 . 2023г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Новопавловский УВК
Е.П.Стефанцова
Пр. от01.09.2023 г.
№ 425
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающегося 1 класса
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Составлена
учителем Горелой Т.С.
ПРИНЯТО
Протокол заседания
педагогического совета
от 31.08.2023г. № 1
с. Новопавловка,
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
«Филология».
предмет
«Русский
язык»
входит
в
предметную
область
«Русский язык» в начальной школе является ведущим, обеспечивая
языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению
коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с
ЗПР.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР(вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету
«Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей
в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах
пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование
умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и
письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его
интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями
порождения
связного
высказывания,
недостаточной
сформированностью
основных мыслительных операций и знаково- символической (замещающей)
функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС
НОО
обучающихся
с
ЗПР
особыми
образовательными
потребностями
определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и
безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем
расширения
непосредственных
впечатлений
и
представлений
об
окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и
совершенствовать
целенаправленность
и
связность
высказываний,
точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для
овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и
обобщения явленийязыка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и
речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для
младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных,
определению
последовательности
звуков
и
слогов,
установлению
ударного слога, границы слов, предложений;
научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита,
слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать под
диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения,
использования заглавных букв в именах собственных, написания жи-ши,
чу-щу, ча-ща;
научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого
знака ийотированных гласных;
совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий
«слог», «слово»,
«предложение», «текст»;
обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела
«Речевая практика»;
воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для
обучающихся сЗПР низкую познавательную активность;
обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки,
буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со
стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных
знаний;
формировать умение использовать знаково-символические средства (при
составлении звуковых схем, схем предложения);
развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка
каллиграфии.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе
подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои
мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной
социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и
письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения,
способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным
предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у
школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого
учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со
сложностью организации речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 класс,
как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их
последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые
навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что
приводит к аграмматизму (рассогласование слов
слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей
недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и
поощрять.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления
не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития,
типичных для обучающихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический
перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению
школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда
на коррекционный эффект исключительно особых
организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе,
пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
Следует
отметить,
что
для
обучающихся
с
ЗПР
рекомендуется
использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в
первом классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника
используется «Азбука» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.
Виноградской, М.В. Бойкиной. Последовательность изучения букв в этом
учебнике не полностью соответствует рекомендациям по подготовке к
обучению грамоте детей с ЗПР, разработанных Р.Д. Тригер, а также
последовательности, рекомендуемой в пособиях О. А. Ишимовой. Так, Р.Д.
Тригер рекомендует в первую очередь изучать согласные [м], [н], [к], дающие
возможность составления разнообразных слов, состоящих из одного-двух
слогов. Ею также рекомендуется сначала писать строчные и прописные буквы,
не отличающиеся по начертанию, а лишь затем буквы сложной конфигурации
(К, В, А, Р, Д).
О. А. Ишимова, учитывая трудности становления навыка письма,
рекомендует сначала изучать вертикально и горизонтально симметричные
буквы (О, Н, Х, Ж, Ф), затем вертикально (А, Т, Л, М, Д, П, Ш) и горизонтально
(Е, С, В, К, З, Ю, Э) симметричные и лишь затем асимметричные. Учитель
может самостоятельно выбирать один из подходов, отдавая при этом отчет в
том, что в этом случае при изучении некоторых букв учебник
«Азбука» и соответствующие ей «Прописи» не смогут быть использованы
в полном объеме. В этом случае к урокам, не позволяющим организовать работу
с учебником следует самостоятельно подбирать и готовить дидактический
материал1.
В
ходе
обучения
в
1
классе,
выполняющем
преимущественно
пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает письмо и
чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью,
обогащает
словарный
использовать
запас,
учится
знаково-символические
строить
средства,
учебное
получает
высказывание,
первоначальные
знания в области орфографии и пунктуации.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую
систему
коррекционно-развивающей
работы,
направленной
на
удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с
ЗПР.
Если обучение
предмету построено
с
соблюдением
специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание
овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в т.ч. учебное)
высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности
осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Овладение письмом
совершенствует мелкую
пространственнуюориентировку, способствует
произвольности и
становлению
моторику,
развитию
навыковсамоконтроля.
Оно значимо для правильного оформления решения арифметических задач. При
изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов,
работа с предложением и текстом) у младших школьников с ЗПР развиваются
процессыанализа, синтеза,
коррекция
сравнения,
обобщения, происходит
недостатковпроизвольной памяти и внимания. В
ходе выполнения заданий на анализ звуковогосостава слова, синтез слов из
звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,использование
различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов
совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки
становления
логического (понятийного) мышления.
Формируемое в 1 классе умение осознанно строить устное речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлять
тексты в устной форме способствует усвоению программного материала по
учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».
При усвоении учебного предмета «Русский язык» школьники учатся
ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания,
давать словесный отчет
и оценку проделанной работе,
что
совершенствует систему произвольной регуляциидеятельности.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с
учителем- логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств
письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции
звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова,
которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык»,
способствует улучшению качества устной речи.
Взаимосвязь
рекомендаций
учителя
и
педагога-психолога
последнего
в
реализации
индивидуального
этапности
работы
обучающимся,
соблюдении
познавательной
деятельности
и
ее
произвольной
заключается
по
в
учете
подхода
к
формированию
регуляции,
а
также
необходимых универсальных учебных действий.
Учителю можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих
рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности
обучающихся по варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен
прием детального руководства выполнением конкретного задания: например,
при обучении звуко-буквенному анализу назвали слово, отхлопали количество
слогов, назвали первый, второй и т.д. слог, выделили звуки в каждом слоге и
обозначили их символически, сложили слово из букв разрезной азбуки,
прочитали).
Изучать обучающимся с ЗПР звуки и буквы необходимо с опорой на все
модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем буквы в воздухе,
на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, конфет
и т.п.).
Следует отводить значительное время практическим действиям: работе со
схемами слов и предложений, с разрезной азбукой, слоговыми таблицами,
абаком и пр.
Необходимо систематически повторять изученный материал для его
закрепления и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую
сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в
тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между
буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или
иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и
«потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики
лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным
(найдем самую красивую букву).
Дети, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются
также в том, чтобы на уроках русского языка в 1 классе учитель:
просил их проговаривать совершаемые действия в с использованием
громкой речи: «Я пишу… (петлю, палочку, букву)»;«Я составляю
схему слова»;«Я придумываю предложение» и т.п.;
понятно объяснял и периодически задавал им вопросы о цели
выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы
хорошо слышать звуки»;«Зачем нам надо четко слышать звук?» –
«Чтобы найти нужную букву»;«Что будет, если написать не ту букву в
слове?» –«Получится другое слово» и т.п.;
постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания
тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно
демонстрировал
роль
правильного
выбора
буквы,
создавал
и
поддерживал положительный эмоциональный настрой.
Педагог-психолог ставит учителя в известность о том, какого уровня
сформированности познавательной деятельности достигли обучающиеся в
классе. В большинстве случаев первоклассники, получившие рекомендацию
обучаться по варианту 7.2, нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и
организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока.
При самом низком уровне сформированности познавательной деятельности
успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е.
фактически совместном выполнении задания.
Педагог-психолог
в
свою
очередь
способствует
преодолению
неспецифических
необходимых
дисфункций,
умений
затрудняющих
(недостатков
становление
зрительно-моторной
школьно-
координации,
пространственных представлений и пр.), а также создает основу для облегчения
усвоения
предметного
материала
за
счет
общего
совершенствования
познавательной деятельности.
Взаимодействие
всех
участников
коррекционно-педагогического
процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования
сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов
образования.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 165 часов (по 5
часов в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП
длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40
минут.
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский
язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с
учётом психофизических особенностей обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский
язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных
изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности
отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать
диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования,
повышающих
общий
уровень
познавательной
деятельности
(в
сформированности
качестве
символические обозначения звуков, слов и т.п.);
средств
учебновыступают
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений
(ориентировка втетради, размещение элементов букв выше или ниже
опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения
словарного запаса,предъявления эталонных речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному
предмету
«Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и
развитиисоциально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании
эстетических
потребностей,
ценностей
чувств
(на
и
основе
овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других
людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных
возможностях;
овладении навыками коммуникации (с
учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для обучающихся 1 класса
по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями
(составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть
обозначены следующим образом.
Сформированные
познавательные
универсальные
учебные
действия
проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный
способ еедостижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой,
графическимсимволом и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям
(гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавныепрописные);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать,
написать ит.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием еереализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей
стечение согласных);
различать способы и результат действия (записывать слово печатными
илиписьменными буквами);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и
учетахарактера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под
руководствомучителя и самостоятельно.
Сформированные
коммуникативные
проявляются возможностью:
универсальные
учебные
действия
адекватно использовать речевые средства при
обсуждении
результатадеятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с
соучениками иучителем.
Учебный
предмет
«Русский
язык»
имеет
большое
значение
для
формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления
которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание
ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется в умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной
речи в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в
стремлении научиться красиво и правильно писать.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального
образования.
Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
1)
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2)
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3)
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4)
овладение основами грамотного письма;
5)
овладение
обучающимися
коммуникативно-речевыми
умениями,
необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
6)
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области
7)
русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии
изучение предмета
с
выделенными
в
ПрАООП
направлениями
«Русский язык» в 1 классе включает следующие разделы:
Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух
информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания
по вопросам.
Говорение.
Практическое
Практическое
овладение
овладение
устными
диалогической формой речи.
монологическими
высказываниями
в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения.
Установление
числа
и
последовательности
звуков
в
слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как
слов на слоги.
минимальная
произносительная единица.
Деление
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выборочное чтение с
целью нахождения необходимого материала.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться в пространстве листа в тетради и в пространстве классной
доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных
букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку
слов, написание которых не расходится с их произношением. Проверка
написанного при помощи послогового чтения написанных слов.
Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках
животных. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов.
Орфография. Правописание гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
прописная (заглавная) буква в именах собственных.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при его прослушивании.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Примерные темы
Примерное содержание занятий
занятий
1 четверть
1
Подготовительный
Знакомство с
Соотнесение слова и предмета.
этап.
понятием «слово».
Объяснение значения слов.
Практическое
Условно-графическая
Условно-графическая запись слов
ознакомление с
запись слов.
(полосками бумаги).
предложением и
«Подписывание» картинок
словом в
полосками бумаги и «чтение» по
предложении.
полоскам слов.
Слоги в словах.
Знакомство с
Составление
понятием
сюжетным
Подготовка к
«предложение».
условно-графическая
чтению и письму.
Условно-графическая
Различение слова и предложения.
запись предложения.
Составление схем предложений и
Звуки речи.
Речевая практика.
предложений
картинкам
по
и
их
запись.
предложений по схемам.
(40 часов)
Слова в
Выделение слова из предложения.
предложениях.
Подсчет
количества
предложении
счетных
с
слов
в
использованием
средств.
Составление
предложений с предлогами (в, на,
за, над, под, перед).
Составление
предложений
существительными
с
родительного
падежа множественного числа и
существительными творительного
падежа.
Деление слова на слоги. Подсчет
Знакомство с
количества
слогов
понятием «слог».
Практическое
Деление слов на
ударным
слоги. Ударный слог.
последовательности
в
слове.
знакомство
слогом.
с
Определение
слогов
в
слове, ударного слога.
Выделение неречевых звуков из
Выделение звуков
окружающей
действительности.
речи. Условно-
Различение
голосов
графическая запись
животных.
Звукоподражание.
звуков. Различение
Выделение
гласных и согласных
звучащих слов (а, о, ы, у, м, н, к),
звуков.
артикуляция
речевых
звуков.
птиц,
звуков
из
Начальное
представление
о
гласных
и
согласных звуках (выделение на
основе
восприятия
использованием
с
слуховых
кинестетических
и
ориентиров).
Выделение звука в разных частях
слова. Соотнесение слов, похожих
по звуковому составу, и картинок.
Составление фигур из цветных
полосок
бумаги
по
образцу.
Подготовка к чтению
Составление картинок из цветных
и письму.
геометрических фигур по образцу.
Узнавание
контурных
наложенных
друг
на
изображений.
и
друга
Составление
предметных и сюжетных картинок
из частей. Сравнение предметов.
Ориентировка в собственном теле.
Определение
пространственного
расположения
предметов.
Ориентировка на листе тетради,
азбуки. Знакомство с правилами
посадки
во
время
письма,
расположением
учебных
принадлежностей
парте,
и тетради на
правилом
удерживания
карандаша (ручки).
Рисование
мелом
карандашом
бумаге.
на
на
доске,
нелинованной
Проведение
линий
в
разных направлениях. Штриховка
и
раскрашивание.
Обведение
трафаретов. Обводка пунктирных
линий,
рисование
по
точкам.
Рисование узоров, в полосе с
предварительным анализом.
Гимнастика пальцев и кистей рук.
Отработка ритмичных круговых
движений кистей рук.
Письмо
элементов букв с учетом рабочей
строки. Знакомство с прописью.
Выполнение несложных
инструкций. Выражение просьб в
Речевая практика.
учебных ситуациях.
Использование речевых форм
приветствия и прощания. Беседа
по содержанию иллюстраций.
Использование слов,
соответствующих теме
иллюстрации. Краткие и полные
ответы на вопросы учителя.
2 четверть
2
Подготовительный
Слово и предложение.
Выделение
отдельных
этап.
предложений из рассказа учителя.
Практическое
Деление предложений на слова.
ознакомление с
Определение
предложением и
предложении. Уточнение значений
словом в
слов. Составление предложений
предложении.
по сюжетным картинкам и их
Слоги в словах.
условно-графическая
Звуки речи.
Составление
порядка
с
«Чтение»
Подготовка к
предложений
чтению и письму.
графической записи.
Речевая практика.
в
запись.
предложений
предлогами.
Слово и слог.
слов
по
условно-
Закрепление понятия «слог»,
«ударный слог». Деление слов на
слоги. Подсчет количества слогов
(16 часов)
в слове. Определение
последовательности слогов в
слове, ударного слога.
Гласные и согласные
Выделение гласных и согласных
звуки.
звуков
в
словах.
Условно-
графическое обозначение гласных
и согласных. Определение места
звука в слове. Подбор картинок и
называние
слов
с
заданным
звуком. Различение слов, похожих
по звуковому составу, с опорой на
картинки.
Условно-графическая
Последовательное
выделение
запись звукового
звуков в словах, состоящих из
состава слогов и слов.
двух гласных,
в
односложных
словах без стечения согласных, в
двусложных с первым слогом из
одного гласного, в двухсложных
словах из открытых слогов, со
стечением согласных. Составление
условно-графической
схемы
звукового состава анализируемых
слов по следам анализа.
Сопоставление парных согласных
Звонкие и глухие
по звучанию (звонкие и глухие) с
согласные.
опорой
Подготовка к чтению
кинестетические
и письму.
Различение слов, отличающихся
на
слуховые
ориентиры.
одним звуком, с опорой на
Речевая практика.
картинки.
и
Письмо элементов букв с учетом
рабочей
строки.
Работа
с
прописью.
Выполнение инструкций учителя.
Выражение просьб и пожеланий в
учебных
ситуациях.
Использование
извинения
речевых
и
Слушание
форм
благодарности.
коротких
рассказов
учителя, краткие и развернутые
ответы на вопросы по содержанию
прослушанного
текста.
Моделирование речевых ситуаций,
активизирующих самостоятельные
развернутые
высказывания
обучающихся
в
учебных
ситуациях. Опора при построении
высказываний
на
собственный
чувственный
опыт,
непосредственное наблюдение за
предметом или событием.
Букварный период.
Звук и буква а, А.
Выделение, характеристика звука
Письмо буквы а, А.
[А], определение места звука в
Гласные звуки и
словах, знакомство с печатной
буквы а, А, о, О, У,
буквой,
ы, и, И, н, Н, с, С.
печатной буквы в упражнениях,
закрепление
знакомство
с
образа
письменной
Звуко-буквенный
строчной
анализ слогов и
Письмо в прописи. Нахождение
слов.
звука
в
и
заглавной
буквой.
условно-графической
схеме. «Чтение» слов по условноПисьмо букв.
графической схеме.
Речевая практика.
Звук и буква у, У.
Выделение, характеристика звука
Письмо буквы у, У.
[У], определение места звука в
словах, знакомство с печатной
(19 часов)
буквой,
закрепление
образа
печатной буквы в упражнениях,
знакомство
строчной
с
и
письменной
заглавной
буквой.
Письмо в прописи. Составление и
чтение
слов
по
условно-
графическим схемам. Чтение и
письмо слов «ау», «уа». Сравнение
написания изученных букв.
Выделение, характеристика звука
Звук и буква о, О.
[О], определение места звука в
Письмо буквы о, О.
словах, знакомство с печатной
буквой,
закрепление
образа
печатной буквы в упражнениях,
знакомство
строчной
с
и
письменной
заглавной
буквой.
Письмо в прописи. Составление и
чтение
слов
по
условно-
графическим схемам. Сравнение
написания изученных букв.
Выделение, характеристика звука
Звук и буква ы.
[Ы], определение места звука в
Письмо буквы ы.
словах, знакомство с печатной,
письменной буквой. Письмо в
прописи. Составление и чтение
слов
по
условно-графическим
схемам.
множественного
Образование
числа
существительных.
Выделение, характеристика звука
[И], определение места звука в
Звук и буква и, И.
словах. Знакомство с печатной
Письмо буквы и, И.
буквой,
закрепление
образа
печатной буквы в упражнениях,
знакомство
строчной
с
и
письменной
заглавной
буквой.
Письмо в прописи. Составление и
чтение
слов
по
условно-
графическим схемам.
Выделение, характеристика звуков
[Н],
[Нʼ ].
Определение
в
словах.
места
Звук и буква н, Н.
звуков
Условно-
Письмо буквы н, Н.
графическое обозначение мягкого
согласного. Знакомство с печатной
буквой,
закрепление
образа
печатной буквы в упражнениях.
Знакомство
строчной
с
и
письменной
заглавной
буквой.
Письмо в прописи. Чтение прямых
и
обратных
слогов
с
использованием слоговой таблицы
и разрезной азбуки. Деление слова
на
слоги.
Подсчет
количества
слогов, выделение ударного слога.
Выделение
заглавной
буквы
в
именах людей. Списывание букв с
печатного текста и соотнесение с
образцом.
Выделение
и
характеристика
звуков [С], [Сʼ ]. Определение
места звуков в словах. Различение
Звук и буква с, С.
твердого
Письмо буквы с, С.
Знакомство с печатной буквой,
и
мягкого
закрепление
звуков.
образа
печатной
буквы. Знакомство с письменной
строчной
и
заглавной
буквой.
Письмо в прописи. Чтение слов по
условно-графическим
Чтение
прямых,
схемам.
обратных
и
закрытых слогов. Составление и
чтение слов по слогам с помощью
разрезной
букв
с
азбуки.
Списывание
печатного
текста
и
соотнесение с образцом. Письмо
букв под диктовку. Упражнение в
словообразовании
уменьшительно-ласкательной
формы существительных.
Разыгрывание
вопрос
моделей диалога:
– ответ,
сообщение.
Речевая практика.
ситуаций
использованием
с
иллюстраций
личного
обучающихся.
составление
–
Моделирование
речевых
азбуки,
сообщение
опыта
Коллективное
рассказа по серии
сюжетных
картинок
(повествование). Описание героя
сказки по иллюстрации.
3 четверть
3
Букварный период:
Звуки и буквы к, К, т,
Выделение, характеристика звуков
звуки и буквы н, Н,
Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П,
[К], [Кʼ ], [Т],[Тʼ ], [Л], [Лʼ ], [Р],
с, С, к, К, т, Т, л, Л,
м, М, з, З, б, Б, д, Д, г,
[Рʼ ], [В], [Вʼ ], [П], [П], [М],
р, Р, в, В, е, Е, п, П,
Г.
м, М, з, З, б, Б, д, Д,
[Мʼ ], [З], [Зʼ ], [Б], [Бʼ ], [Д],
[Дʼ ],
[Г],
[Гʼ ].
Определение
я, Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш,
Письмо букв к, К, т,
места
Ш, ж, Ж, ё, Ё, й.
Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П,
Дифференциация парных звонких
м, М, з, З, б, Б, д, Д, г,
и
Г.
согласных.
Написание букв.
звуков
глухих,
в
словах.
твердых
и
мягких
Дифференцировка
сходных звуков в слогах и словах.
Речевая практика.
Работа с условно-графическими
схемами. Соотнесение количества
(45 часов)
слогов с количеством гласных в
слове.
Знакомство с печатной буквой,
закрепление
образа
печатной
буквы в упражнениях, знакомство
с
письменной
заглавной
строчной
буквой.
и
Соединение
согласных на письме. Письмо в
прописи.
Составление слогов и слов из букв
разрезной азбуки и плавное чтение
по
слогам.
обратных
и
Чтение
прямых,
закрытых
слогов.
Чтение слогов и слов с парными
звуками. Выделение предложений
(заглавной
буквой
и
точкой).
Чтение предложений, написанных
печатным шрифтом в букваре,
тетради, на доске. Составление
предложений
словам.
по
картинке
Выделение
и
заглавной
буквы в именах людей и кличках
животных.
Чтение
небольших
текстов.
Списывание
слогов,
слов
и
предложений с печатного текста.
Письмо под диктовку слогов
слов
с
простой
и
слоговой
структурой.
Звук и буква ч, Ч, ш,
Выделение, характеристика звуков
Ш, ж, Ж.
[Чʼ ],
Письмо букв ч, Ч, ш,
места
Ш, ж, Ж.
Дифференциация звуков, сходных
[Ш],
[Ж].
Определение
звука
в
словах.
по произношению, шипящих и
свистящих.
Соотнесение
слов
(картинок) с условно-графической
схемой. Знакомство с печатной и
письменной
(строчной
заглавной)
буквой.
и
Письмо
в
прописи. Знакомство с написанием
буквосочетаний ча, чу, жи, ши.
Чтение слогов, слов, предложений.
Чтение
небольших
Соотнесение
текстов.
прочитанного
с
иллюстрацией.
Списывание
печатного
слогов
текста.
и
слов
Письмо
с
под
диктовку слогов и слов с простой
слоговой структурой.
Выделение, характеристика звука
Звук и буквай.
[Йʼ ]. Определение места звука в
Письмо буквы й.
словах.
Условно-графическое
обозначение
схемами
звука.
слов.
Работа
Знакомство
со
с
печатной и письменной буквой.
Письмо в прописи. Чтение слогов,
слов, предложений и небольших
текстов.
Списывание
слов
и
предложений с печатного текста.
Сравнение
слов
Буква ь.
согласными
на
Письмо буквы ь.
слогового
с
мягкими
конце.
Анализ
состава
слов.
Составление схемы слов.
Знакомство со смягчающим
ь.
Знакомство
и
с
печатной
письменной буквой ь. Чтение слов
со
смягчающим
предложений
текстов.
ь.
и
Письмо
Чтение
небольших
в
прописи.
Написание слов со смягчающим ь.
Знакомство с буквами Е, Я, Ё без
объяснения их звукового состава в
Буквы е, Е, я, Я, ё, Ё.
начале
слова.
Обозначение
Письмо букв е, Е, я,
мягкости согласных буквами е, ё,
Я, ё, Ё.
я. Письмо в прописи. Чтение
слогов с буквами а, я, о, ё. Чтение
слов, предложений и небольших
текстов.
Списывание
слов
и
предложений с печатного текста.
Письмо
под
диктовку
слов с
простой слоговой структурой.
Активизация
высказываний
Речевая практика.
самостоятельных
в
различных
учебных ситуациях (поделиться
наблюдениями,
алгоритм
выполнения
рассказать
задания,
проговорить предстоящую работу,
прокомментировать,
словесный отчет).
дать
Рассматривание
и
обсуждение
иллюстраций азбуки. Постановка
вопросов по картине.
Повторение и
Слово и предложение.
Составление
закрепление
Звуковой состав
слов, предложений.
пройденного
слова.
Выделение слов в предложении.
материала
Речевая практика.
Выделение
и
чтение
слогов
слогов,
в
слове,
определение ударного слога.
(5 часов)
Определение
звукового
состава
слов, составление и «чтение» схем.
Работа со схемами слов. Письмо
слов и предложений. Объяснение
значений
слов.
Построение
монологических высказываний в
учебных ситуациях.
4 четверть
4
Звуки и буквы х, Х,
Звук и буква х, Х.
Выделение, характеристика звуков
ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ,
Письмо букв х, Х.
[Х],
Щ, ф, Ф, ъ.
[Хʼ ].
звуков
в
Определение
словах.
места
Различение
твердых и мягких согласных, их
Письмо букв.
обозначение
в
схемах
слов.
Составление и чтение слов по
Речевая практика.
условно-графическим
Знакомство
(30 часов)
письменной
прописи.
с
схемам.
печатной
буквой.
Чтение
и
Письмо
слогов,
в
слов,
предложений, небольших текстов.
Списывание слов и предложений с
печатного
текста.
Письмо
под
диктовку слов, написание которых
не расходится с произношением.
Знакомство
Буква ю, Ю.
с
буквой
Ю
без
объяснения ее звукового состава в
начале
слова.
Обозначение
мягкости согласных буквой ю.
Письмо в прописи. Чтение слогов,
слов, предложений.
Выделение и характеристика звука
Звук и буква ц, Ц.
[Ц].
Соотнесение
слов
Письмо букв ц, Ц.
условно-графической
с
письменной
(строчной
печатной
буквой.
прописи.
их
схемой.
Знакомство
заглавной)
с
и
и
Письмо
Составление
в
из
разрезной азбуки и чтение слогов
и
слов.
Чтение
и
анализ
предложений.
Выделение, характеристика звука
Звук и буква э, Э.
[Э], определение места звука в
Письмо букв э, Э.
словах. Знакомство с печатной
буквой,
закрепление
печатной
буквы,
образа
знакомство
с
письменной строчной и заглавной
буквой. Чтение слогов с буквами э
и е. Чтение слов и предложений.
Письмо в прописи.
Выделение и характеристика звука
[Щʼ ]. Определение места звука в
Звук и буква щ, Щ.
словах.
Письмо букв щ, Щ.
графической
Работа
с
схемой
условнослова.
Знакомство с печатной буквой и
буквой в прописи. Знакомство с
письменной
буквой.
Письмо
буквосочетаний ща, щу. Чтение
слогов,
слов,
небольших
слов
предложений,
текстов.Списывание
с
печатного
текста.
Списывание слов и предложений с
печатного
текста.
Письмо
под
диктовку слов.
Выделение
и
характеристика
звуков [Ф], [Фʼ ]. Определение
Звук и буква ф, Ф.
места звука в словах. Соотнесение
Письмо букв ф, Ф.
слов с их условно-графической
схемой. Знакомство с печатной и
письменной
буквой.
Письмо
прописи.
Составление
в
из
разрезной азбуки и чтение слогов
и
слов.
Чтение
и
анализ
предложений. Чтение небольших
текстов.
Сравнение
слов
с
мягкими
согласными и разделительным ъ.
Буква ъ.
Знакомство с буквой ъ. Чтение
Письмо буквы ь.
слов с разделительным ъ. Чтение
Буквы ь и ъ.
слов с наращиванием. Чтение слов
с разделительным ь.
Составление
монологических
Речевая практика.
устных
высказываний
при выполнении учебных заданий
(описание,
рассуждение).
повествование,
Озвучивание
диалогов героев иллюстраций
азбуки.
Повторение
и Звуковой анализ слов.
Анализ слов и их составление из
закрепление
Соотнесение
букв разрезной азбуки. Чтение
пройденного
количества звуков и
слов с ь и ъ. Письмо в словах
материала
букв в слове.
буквосочетаний ща, щу, ча,чу, жи,
Обозначение
ши. Чтение слов, предложений и
мягкости согласных.
текстов.
(10 часов)
Мягкий знак в конце
и середине слова.
Разделительный
твердый знак.
Правописание
буквосочетаний ща,
щу, ча,чу, жи,ши.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В
качестве
учебно-методического
обеспечения
работы
с
детьми
рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. /В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А.
Федосова.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие
учащихсяначальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой
психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для
учителей начальных классов и студентов. М., 2004.
Тригер Р.Д. Русский язык. Программа // Программы для специальных
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4,
Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012, С.121–134, 266–284.
Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению
грамоте: Методическое пособие. М., 2010.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова,
предложения. М., 2003.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В
качестве
учебно-методического
обеспечения
работы
с
детьми
рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. /В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А.
Федосова.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие
учащихсяначальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой
психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для
учителей начальных классов и студентов. М., 2004.
Тригер Р.Д. Русский язык. Программа // Программы для специальных
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4,
Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012, С.121–134, 266–284.
Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению
грамоте: Методическое пособие. М., 2010.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова,
предложения. М., 2003.
Материальное-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц,картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные
образовательные
ресурсы
(презентации)3, соответствующиетематике
программы по русскому языку.
Обучение русскому языку требует использования разнообразного
дидактического материала. Необходимы: наборное полотно, кассы букв,
предметные и сюжетные картинки, условно-графические обозначения
слов (полоски) и предложений (набор полосок), звуков (фишки красного,
синего и зеленого цвета), условное обозначение звонких и глухих
согласных, схемы слов, сборно-разборные демонстрационные печатные
буквы, лента букв, материал для закрепления образа букв (проволока,
наждачная
бумага,
пластилин,
крупа,
палочки
и
пр.),
образцы
письменных строчных и заглавных букв, слоговые таблицы, тетради с
разлиновкой в сетку, прописи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в первом классе можно определенным
образом оценить успешность достижений обучающихся, хотя какие-либо
однозначные выводы делать преждевременно.
В конце первого класса
обучающийся:
знает все
буквы;
различает гласные и согласные;
выделяет звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные,
обозначает ихсхематически;
делит слово на слоги;
выделяет голосом ударный слог;
называет последовательность слогов и звуков в слове,
определяет место звука вслове;
составляет и декодирует схемы слов, предложений;
умеет писать все заглавные и прописные буквы соблюдая
правила каллиграфии;
может писать под диктовку слоги и слова с простой
слоговой структурой;
может списывать с печатного
текста;
употреблять заглавную букву в начале и точку в
конце предложения;
использует заглавную букву в
именах собственных;
соблюдает правило написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
слушает и понимает задания, небольшие тексты,
стихотворения, рассказы;
может
читает текст по слогам;
самостоятельно
составлять
предложения
по
картинкам, отвечать напоставленный вопрос, задавать вопрос;
умеет самостоятельно
рассказы
составлять небольшие
повествовательногохарактера с опорой на
сюжетную картинку;
переносит знания, полученные на уроках русского языка на
оформление решениятекстовой задачи.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в
следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на
основе выводов о достижении планируемых предметных результатов.
Вместе с тем недостаточная успешность овладения русским языком как
учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.