Формируем функциональную грамотность на уроках геометрии
28.11.2025
В оборудованном Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка Роста" для учащихся 7-А и 7-Б классов МБОУ Новопавловский УВК прошли необычные уроки по геометрии, которые провела учитель математики, педагог дополнительного образования Елена Николаевна Гурская.
Ребята не просто повторили, что такое прямоугольный треугольник, какие у него признаки и свойства, но и узнали много интересного о Древнем Египте, который является родиной геометрии. Эта наука зародилась в упомянутой стране около 4 тысяч лет назад. Стимулом в развитии геометрических знаний послужила хозяйственная необходимость подсчёта площади земельных участков, которые оказывались затопленными во время сезона тропических дождей, а также при возведении пирамид.
Одним из наиболее известных примеров практического применения геометрических знаний является знаменитый египетский треугольник — прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Именно такой треугольник древние египтяне использовали для точного построения прямых углов на местности, ведь оптических инструментов и современных измерителей тогда еще не существовало.
На уроке геометрии ребятам был наглядно продемонстрирован принцип работы египетского треугольника, и что намного интересней – им была дана возможность попробовать построить прямой угол с помощью обычной веревки. Задача была простой, но интересной:
• Сначала ребята разделили веревку, связанную в кольцо на 12 равных отрезков, а потом подели их на три стороны в отношении 3:4:5, отделив каждую сторону колышком.
• Затем ученики растянули веревку за три колышка в разные стороны, пока она полностью не расправилась.
• После нескольких попыток все учащиеся успешно справились с задачей и получили треугольник, стороны которого были пропорциональны числам 3, 4 и 5. Таким образом, они убедились, что действительно построили прямой угол.
Проводя подобный урок, учитель достигает сразу нескольких целей:
• Во-первых, школьники получают наглядное представление о применении теоретических знаний на практике. Они убеждаются, что геометрия — не абстрактная наука, а инструмент, который помогал людям решать реальные жизненные задачи уже тысячи лет назад.
• Во-вторых, занятие способствует развитию функциональной грамотности учащихся, которая подразумевает способность эффективно использовать знания и умения для решения повседневных задач. И вот именно умение строить прямые углы, используя простейшие инструменты, является ярким примером такого подхода.
• Наконец, подобная форма проведения уроков развивает у детей интерес к предмету, повышает мотивацию к обучению и формирует позитивное отношение к математике.
Таким образом, проведенный урок геометрии стал не просто очередным занятием, а настоящим путешествием во времени, позволившим ребятам прикоснуться к мудрости древних строителей и убедиться, что знание основ математики делает нас сильнее и увереннее в современном мире.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2025
Дата обновления: 04.12.2025
Дата публикации: 28.11.2025