Формирование функциональной грамотности на уроках географии

28.11.2025

Конфуций утверждал: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Но именно этот «горький» путь даёт нам самые ценные жизненные уроки, ведь ошибки порой приносят больше пользы, чем гладкий успех. Важно лишь верить в себя, свои силы и двигаться вперёд.


Урок географии предоставляет великолепную возможность создать модель географически образованного человека, который обладает развитым критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Именно такой подход был реализован на уроке-игре в форме путешествия, проведённом в 8-м классе МБОУ Новопавловский УВК учителем географии Татьяной Степановной Шостак.


На уроке была организована игровая форма занятия, где ученики двигались по различным станциям, выполняя задания, направленные на развитие функциональных навыков и компетенций. Каждый этап предлагал ребятам применить знания, полученные ранее, и продемонстрировать способность использовать их на практике.


Какие навыки функциональной грамотности развивались?

Во-первых, географическая грамотность – ключевое направление, связанное с ориентацией в пространстве, чтением карт и атласов, использованием картографических материалов. Например, на станции «Расстояние по карте» учащиеся измеряли расстояния по меридианам и параллелям, используя масштаб карты, и тем самым развивали навыки чтения картографической информации и вычислений.


Во-вторых, математическая грамотность нашла отражение в заданиях, где использовались математические операции и вычисления. Измеряя расстояния и переводя единицы измерения, ребята закрепляли навыки счёта и анализа числовых данных.


В-третьих, информационная грамотность была задействована при работе с источниками информации. На станции «По крупнейшим островам России» ученики работали с атласами и контурными картами, оформляя круизные маршрутные листы путешественников. Это задание помогло развивать навыки поиска, отбора и систематизации информации, а также оформления её в понятной и удобной форме.


Также на уроке активно развивалась естественно-научная грамотность, когда ребята на станции «Потоки миграции» анализировали статистические данные и диаграммы, определяя миграционный прирост населения и среднюю плотность населения в регионах России. Таким образом, школьники осваивали навыки интерпретации графиков и таблиц, делали выводы на основе анализа количественных показателей.Хочу такой сайт


Наконец, гражданская грамотность проявилась в осмыслении значимости миграционных процессов и их влияния на жизнь общества, что способствует формированию осознанного отношения к вопросам социальной мобильности и урбанизации.


Урок-игра позволил учащимся не только закрепить уже имеющиеся знания, но и развить ключевые компетенции, необходимые для успешного функционирования в современном мире. Географические знания, подкрепленные практическими умениями и навыками, формируют личность, готовую к решению актуальных социальных и экономических задач. Таким образом, уроки географии играют важнейшую роль в формировании функционально грамотного гражданина, способного мыслить критически, ответственно подходить к принятию решений и понимать взаимосвязи в окружающем мире.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.12.2025

Дата обновления: 04.12.2025

Дата публикации: 28.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».