Формирование функциональной грамотности младших школьников через кейс-методы на уроке окружающего мира

27.11.2025

В современных условиях одной из важнейших задач школьного образования является формирование функциональной грамотности школьников. Этот показатель отражает не только усвоение предметных знаний, но и способность применять эти знания в повседневной жизни, решать реальные проблемы и эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

Одним из наиболее эффективных методов, способствующих развитию функциональной грамотности, является кейс-метод. Это активный метод обучения, основанный на анализе конкретных практических ситуаций и решении задач, возникающих в процессе изучения той или иной темы. Кейс-метод делает урок живым, динамичным, вовлекает детей в активную деятельность и помогает формировать важные учебные и жизненные навыки.

На уроке окружающего мира в 4 классе МБОУ Новопавловский УВК классным руководителем Галиной Николаевной Черной были применены следующие кейсы, направленные на развитие функциональной грамотности:

  • Кейс «Плюс-минус»: после прочтения текста параграфа учебника ученики слушают утверждения учителя и оценивают их правильность, ставя знак «+» рядом с верными высказываниями и «–» рядом с неверными. Это упражнение развивает внимательность, критичность мышления и умение оценивать достоверность информации.

  • Кейс «Лови ошибку»: ученик читает заранее подготовленный текст, содержащий фактические ошибки, а остальные дети внимательно слушают и выявляют некорректные сведения, исправляя их. Это задание формирует навыки самостоятельного анализа информации, выявления несоответствий и корректировки собственных знаний.

Дополнительно для повторения и закрепления пройденного материала была проведена дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию». Целью упражнения стало понимание естественно-научного текста и научного языка, используемого для описания природных зон. Ученики прочитали описание природной зоны и, используя физическую карту и карту природных зон, нашли и отметили соответствующую территорию на контурной карте. Это задание способствовало развитию пространственного мышления, умения работать с картой и наглядно представлять природные объекты.

Как формируется функциональная грамотность школьников?

Использование кейс-методов на уроке окружающего мира позволяет сформировать у младших школьников целый ряд важных компетенций и навыков функциональной грамотности:

  • Информационная грамотность: дети учатся самостоятельно искать, анализировать и оценивать информацию, выявлять ошибки и недостоверные факты.

  • Критическое мышление: умение оценивать утверждения, ставить под сомнение очевидные истины и находить противоречия в тексте.Хочу такой сайт

  • Пространственная и естественно-научная грамотность: работа с картами, схемами и текстом развивает пространственное воображение, понимание особенностей природы и умение ориентироваться в географическом пространстве.

  • Коммуникативные навыки: обсуждение заданий, выявление ошибок и совместное выполнение упражнений помогают детям учиться выражать свою точку зрения, аргументировать её и вести диалог.

  • Самостоятельность и ответственность: самостоятельное выполнение заданий и проверка собственной работы способствуют развитию ответственности за результаты своего труда и готовности брать инициативу в свои руки.

Таким образом, внедрение кейс-метода на уроках окружающего мира создаёт условия для эффективного формирования функциональной грамотности младших школьников, обеспечивая подготовку к самостоятельной и активной жизни в современном информационном обществе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.12.2025

Дата обновления: 04.12.2025

Дата публикации: 27.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».