Педсовет по теме: «Формирование функциональной грамотности в 2025/26 учебном году»

28.11.2025


28 ноября 2025 года в МБОУ Новопавловский УВК прошёл педагогический совет по теме:

«Формирование функциональной грамотности в 2025/26 учебном году»

 

Современный этап развития российского образования характеризуется необходимостью подготовки учащихся, обладающих не только глубокими знаниями, но и умениями использовать полученные знания в реальной жизни. Функциональная грамотность становится важнейшим показателем качества образовательного процесса, отражающим готовность выпускников успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире и решать разнообразные практические задачи.

По первому вопросу «Формирование функциональной грамотности как приоритетная задача современного образования» выступила заместитель директора по учебной работе Надежда Ивановна Фотлер. Она рассказала, что функциональная грамотность это совокупность ключевых компетенций, позволяющих учащимся эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности (учебной, социальной, профессиональной). Она включает цифровую, читательскую, математическую, естественно-научную и другие виды грамотности. Формирование функциональной грамотности сегодня рассматривается как одна из главных целей системы общего образования, направленная на повышение конкурентоспособности российских выпускников и обеспечение их успешной социализации.

Далее был рассмотрен вопрос «Цели и задачи школы по формированию функциональной грамотности в 2025/26 учебном году»

В рамках реализации государственной образовательной политики школа ставит перед собой конкретные цели и задачи по формированию функциональной грамотности:

  • Развитие у обучающихся способности к самостоятельному мышлению, принятию решений и решению проблем.
  • Обеспечение высокого уровня владения ключевыми компетенциями, необходимыми для успешного освоения образовательных программ и последующего профессионального самоопределения.
  • Повышение мотивации учащихся к обучению посредством внедрения активных форм и методов учебной деятельности.
  • Создание условий для интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и повышения уровня цифровой культуры педагогов и обучающихся.

Третий вопрос повестки дня «Цифровая грамотность как гарантия информационной безопасности школьников. Формирование и оценка цифровой грамотности учеников» раскрыла учитель математики Елена Николаевна Гурская.

Сегодня цифровая грамотность стала неотъемлемой частью функциональной грамотности. Существенно возросшие объемы информации, доступность цифровых ресурсов и необходимость безопасного взаимодействия в виртуальном пространстве требуют от учащихся уверенного владения цифровыми инструментами и понимания основ информационной безопасности. Для формирования цифровой грамотности важно обеспечить:

  • Освоение базовых навыков поиска, обработки и оценки информации.
  • Понимание правил безопасного поведения в сети Интернет и защиты персональных данных.
  • Использование цифровых инструментов для организации учебного процесса и выполнения учебных проектов.

Оценка цифровой грамотности должна осуществляться комплексно, включая самооценку учениками своих достижений, мониторинг успехов и регулярную обратную связь со стороны педагогов.

Важный вопрос «Читательская грамотность как основа достижения предметных результатов ООП. Работа с текстом на уроках по всем учебным предметам» был раскрыт учителем русского языка и литературы Светланой Валировной Васильевой.

Читательская грамотность является фундаментом успешного освоения содержания образовательных программ. Умение понимать тексты различного типа и сложности, извлекать необходимую информацию, интерпретировать и критически осмысливать прочитанное способствует достижению высоких предметных результатов. Важно отметить, что работа с текстом должна присутствовать во всех предметных областях, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами. Для этого необходимо:Хочу такой сайт

  • Использовать современные методики чтения и интерпретации текстов.
  • Создавать условия для систематического чтения и обсуждения литературных произведений, научных статей и материалов СМИ.
  • Включать задания на работу с текстами в структуру уроков и внеурочной деятельности.

По пятому пункту педсовета «Зависимость степени развития функциональной грамотности педагога на формирование функциональной грамотности ученика» выступал учитель биологии и химии Александр Александрович Макаров.

Эффективное формирование функциональной грамотности невозможно без высокой квалификации и компетентности педагогов. Учителя играют ключевую роль в создании среды, стимулирующей развитие необходимых компетенций. Поэтому особое внимание должно уделяться профессиональному росту учителей, включающему:

  • Повышение уровня профессиональной компетенции через участие в курсах повышения квалификации, мастер-классах и вебинарах.
  • Активное использование инновационных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе.
  • Участие в профессиональных сообществах и обмен опытом с коллегами.

Подытожила всё вышесказанное заместитель директора по учебной работе Надежда Ивановна, дав рекомендации по вопросу «Что необходимо сделать, чтобы развивать функциональную грамотность учеников и выполнить требования ФГОС и ФОП?»

Для успешного формирования функциональной грамотности в школе необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих направлений:

  • Реализация программы непрерывного мониторинга уровня сформированности функциональной грамотности среди учащихся.
  • Организация системы дополнительного образования, направленной на углубленное изучение отдельных аспектов функциональной грамотности.
  • Внедрение проектных и исследовательских подходов в учебный процесс, обеспечивающих практикоориентированное обучение.
  • Укрепление связей между школой и семьей, создание единого пространства для совместного воспитания и обучения.

Выполнение указанных задач позволит нашей школе соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обеспечивать высокое качество образования и готовить конкурентоспособных выпускников, готовых к успешной самореализации в будущем.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.12.2025

Дата обновления: 05.12.2025

Дата публикации: 28.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».