| 28 ноября 2025 года в МБОУ Новопавловский УВК прошёл педагогический совет по теме: «Формирование функциональной грамотности в
2025/26 учебном году»
Современный этап развития российского образования характеризуется необходимостью подготовки учащихся, обладающих не только глубокими знаниями, но и умениями использовать полученные знания в реальной жизни. Функциональная грамотность становится важнейшим показателем качества образовательного процесса, отражающим готовность выпускников успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире и решать разнообразные практические задачи.
По первому вопросу «Формирование функциональной грамотности как приоритетная задача современного образования» выступила заместитель директора по учебной работе Надежда Ивановна Фотлер. Она рассказала, что функциональная грамотность — это совокупность ключевых компетенций, позволяющих учащимся эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности (учебной, социальной, профессиональной). Она включает цифровую, читательскую, математическую, естественно-научную и другие виды грамотности. Формирование функциональной грамотности сегодня рассматривается как одна из главных целей системы общего образования, направленная на повышение конкурентоспособности российских выпускников и обеспечение их успешной социализации.
Далее был рассмотрен вопрос «Цели и задачи школы по формированию функциональной грамотности в 2025/26 учебном году»
В рамках реализации государственной образовательной политики школа ставит перед собой конкретные цели и задачи по формированию функциональной грамотности:
- Развитие у
обучающихся способности к
самостоятельному мышлению, принятию решений и
решению проблем.
- Обеспечение высокого уровня владения ключевыми компетенциями, необходимыми для
успешного освоения образовательных
программ и
последующего профессионального самоопределения.
- Повышение мотивации учащихся к обучению посредством внедрения активных форм и методов учебной деятельности.
- Создание условий для интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и повышения уровня цифровой культуры педагогов и
обучающихся.
Третий вопрос повестки дня «Цифровая грамотность как гарантия информационной безопасности школьников. Формирование и оценка цифровой грамотности учеников» раскрыла учитель математики Елена Николаевна Гурская.
Сегодня цифровая грамотность стала неотъемлемой частью функциональной грамотности. Существенно возросшие объемы информации, доступность цифровых ресурсов и необходимость безопасного взаимодействия в виртуальном пространстве требуют от учащихся уверенного владения цифровыми инструментами и понимания основ информационной безопасности. Для формирования цифровой грамотности важно обеспечить:
- Освоение базовых навыков поиска, обработки и
оценки информации.
- Понимание правил безопасного поведения в
сети Интернет и защиты персональных данных.
- Использование цифровых инструментов
для организации учебного процесса и выполнения учебных проектов.
Оценка цифровой грамотности должна осуществляться комплексно, включая самооценку учениками своих достижений, мониторинг успехов и регулярную обратную связь со стороны педагогов.
Важный вопрос «Читательская грамотность как основа достижения предметных результатов ООП. Работа с текстом на уроках по всем учебным предметам» был раскрыт учителем русского языка и литературы Светланой Валировной Васильевой.
Читательская грамотность является фундаментом успешного освоения содержания образовательных программ. Умение понимать тексты различного типа и сложности, извлекать необходимую информацию, интерпретировать и критически осмысливать прочитанное способствует достижению высоких предметных результатов. Важно отметить, что работа с текстом должна присутствовать во всех предметных областях, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами. Для этого необходимо:
- Использовать современные методики чтения и интерпретации текстов.
- Создавать условия для систематического чтения и обсуждения литературных произведений, научных статей и материалов СМИ.
- Включать задания на работу с
текстами в
структуру уроков и внеурочной деятельности.
По пятому пункту педсовета «Зависимость степени развития функциональной грамотности педагога на формирование функциональной грамотности ученика» выступал учитель биологии и химии Александр Александрович Макаров.
Эффективное формирование функциональной грамотности невозможно без высокой квалификации и компетентности педагогов. Учителя играют ключевую роль в создании среды, стимулирующей развитие необходимых компетенций. Поэтому особое внимание должно уделяться профессиональному росту учителей, включающему:
- Повышение уровня профессиональной
компетенции через участие в курсах повышения квалификации, мастер-классах и вебинарах.
- Активное использование инновационных методик и технологий в
учебно-воспитательном процессе.
- Участие в
профессиональных сообществах и
обмен опытом с коллегами.
Подытожила всё вышесказанное заместитель директора по учебной работе Надежда Ивановна, дав рекомендации по вопросу «Что необходимо сделать, чтобы развивать функциональную грамотность учеников и выполнить требования ФГОС и ФОП?»
Для успешного формирования функциональной грамотности в школе необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих направлений:
- Реализация программы непрерывного мониторинга уровня сформированности
функциональной грамотности среди учащихся.
- Организация системы дополнительного
образования, направленной на
углубленное изучение отдельных аспектов функциональной грамотности.
- Внедрение проектных и
исследовательских подходов в учебный процесс, обеспечивающих
практикоориентированное обучение.
- Укрепление связей между школой и
семьей, создание единого пространства для
совместного воспитания и
обучения.
Выполнение указанных задач позволит нашей школе соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обеспечивать высокое качество образования и готовить конкурентоспособных выпускников, готовых к успешной самореализации в будущем.
|