Инклюзивное образование
21.04.2025
Понятие инклюзии
в системе образования
На закате ХХ века во многих передовых странах мира, включая США,
Великобританию, Швецию, Германию и скандинавские государства, основным направлением в сфере образования детей с особыми
потребностями стало интегрированное образование. Этот подход
предполагает включение таких детей в общеобразовательный процесс с обеспечением
им дополнительных специальных условий, помощи и поддержки для успешного обучения
Интегрированное образование предусматривает создание специальных
коррекционных классов в обычных школах и групп в детских садах. Это первый шаг
от традиционной системы специального образования, которая разделяла детей на «обычных»
и «особых», к системе, признающей и ценящей разнообразие
среди учащихся и рассматривающей каждого ребенка как полноправного участника
образовательного процесса.
Опыт внедрения
интегрированных программ как в России, так и в мире показывает, что
индивидуальный подход к детям с особыми потребностями является ключевым
для каждого ребенка
и открывает новые возможности для детей с нормативным развитием. Однако
выделение специальных классов и групп для детей с особыми потребностями часто
приводит к их социальной изоляции и созданию преград в общении со сверстниками.
Именно поэтому
концепция интеграции постепенно уступает место идее инклюзии – совместному
обучению и воспитанию детей с различными потребностями с учетом их
индивидуальных особенностей.
Концепция
инклюзивного образования представляет собой осознание уникальности каждого
ребенка и его потенциала для обучения. Осуществляется это путем адаптации
подходов обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика. Это гибкая
система, в которой учитываются не только потребности детей с различными видами
развития, но также их этническая принадлежность, пол, возраст и социальное
окружение. В такой системе обучения акцент делается на приспособлении
образовательного процесса к нуждам каждого ребенка,
а не на приучении ребенка
к стандартной системе.
Преимущества инклюзивного образования ощущают все ученики, поскольку
применяются новые подходы к обучению, вариативные формы и методы передачи
знаний и воспитания. Дети с особыми потребностями могут учиться
вместе с другими учениками в общих классах, получая при этом дополнительную
поддержку и индивидуализированные учебные планы.
Термин «инклюзия» пока еще не имеет четкого определения, и в литературе
можно найти разные интерпретации:
·
Инклюзивное
образование – это
процесс признания и учета разнообразия потребностей всех учеников.
·
Инклюзия – это процесс обеспечения полного
участия всех граждан в обществе, включая тех, кто сталкивается с физическими
или иными трудностями.
·
Инклюзия – это ощущение принадлежности к
сообществу, где каждый ученик может активно участвовать в жизни школы или
другого образовательного учреждения.
·
Инклюзия – это обеспечение возможности для
всех учеников активно взаимодействовать и заботиться друг о друге в рамках
образовательной среды.
Изучение понятия «инклюзия» отличается разнообразием интерпретаций, так как это процесс, направленный на создание новых методов
удовлетворения образовательных потребностей каждого участника. Поэтому
определение данного концепта может различаться в зависимости от контекста
обучения и индивидуальных особенностей аудитории.
Важность инклюзивного образования
Важность
инклюзивного образования является несомненной. По данным на 2022 год,
количество детей с особенностями физического и психического развития в России
превышала 700 тысяч. Согласно законодательству об образовании, каждый из них
имеет право на получение знаний и навыков, независимо от своих отклонений от нормы. В настоящее время многие из этих
детей обучаются в обычных учебных заведениях благодаря созданию специальных
условий.
Главная цель инклюзивного
образования заключается в том, чтобы обеспечить детям с инвалидностью возможность учиться вместе
с другими, не сталкиваясь с трудностями,
характерными для индивидуального обучения. Основное различие между инклюзией
и предыдущими методами
заключается в том, что она позволяет этим детям быть частью школьного
коллектива, общаться с другими учениками и участвовать в жизни школы.
Центральной идеей инклюзивного образования является акцент на ценности и уникальности каждого человека. Цель инклюзивного образования – внедрение в
сознание детей идеи о том, что каждый из них, независимо от своих особенностей,
имеет право на образование, общение с другими учениками, занятия творчеством, спортом и физкультурой. Сегодня общество открыто
для всех, и наличие инвалидности не должно стать препятствием для
активной жизни и полноценного участия в социальной деятельности.
Для детей с
особыми внешкольными образовательными потребностями (ограниченными
возможностями здоровья) современное инклюзивное образование представляет собой возможность не терять связь с семьей,
а
оставаться
близко к родным, вместо того чтобы находиться в специальном интернате, который
может располагаться на значительном удалении от дома. Учеба в обычной школе позволяет им поддерживать семейные
узы, проживать с
родственниками и чувствовать постоянную поддержку со стороны близких. Преимущества
и недостатки инклюзивного образования
По сравнению
с другими методами
обучения инклюзивное образование имеет свои позитивные и отрицательные стороны. Среди достоинств
можно выделить:
1. Расширение круга общения за счет инклюзивного
образования, открывающего возможности взаимодействия с различными людьми, включая тех, кто не
имеет ограничений в здоровье. До внедрения инклюзивного образования дети с
особыми потребностями имели ограниченные возможности для общения и в основном
взаимодействовали только с родственниками или посетителями специализированных
центров.
2. Возможность полноценной интеграции в общество наравне
с другими детьми. Люди с особыми потребностями также имеют право на
участие в различных культурных мероприятиях, таких как выставки, экспозиции в
музеях и театральные представления. Однако для них важно создать доступную и
адаптированную среду.
3. Получение коррекционной, психологической и социальной
поддержки как во время обучения, так и в повседневной жизни. Такая
поддержка оказывается специалистами, обученными в области инклюзивного образования.
4. Инклюзивное образование способствует развитию навыков
коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом осуществляется при помощи тьютора,
который выступает посредником между учащимися с особыми потребностями и другими участниками
образовательного процесса. Тьютор сопровождает особого ученика на всех этапах
его обучения.
При оценке
инклюзивного обучения важно не упускать из виду его недостатки.
Среди них можно выделить:
1. Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, таких как
воспитатели, учителя, психологи, дефектологи и логопеды, имеющие опыт работы с
детьми с особыми потребностями.
2. Часто преподаватели относятся к учащимся с особыми
потребностями с недостаточным вниманием, что может привести
к несправедливой оценке
их знаний и навыков.
3. Общегосударственные учебные программы, как
правило, не учитывают индивидуальные потребности определенных учащихся, что может привести к ограничениям в образовании на
определенном этапе.
4. Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании,
зачастую сталкиваются с недостаточным доступом к
информации, что может ограничить образовательные возможности их детей.
5. Для достижения лучших результатов в обучении и
развитии детей необходимо повышение качества как инклюзивного, так и
традиционного школьного образования.
Сложности внедрения системы
инклюзивного образования в современных школах
Основные
ценности и убеждения людей укоренились глубоко, и менять их довольно сложно.
Одним из главных барьеров, связанных с инклюзией, является негативное
отношение, которое формируется на основе существующих ценностей и убеждений.
Что можно сделать? Часто ситуация меняется, когда человек видит
положительные результаты инклюзивного подхода на практике. Также важно помочь
людям разобраться в своих скрытых установках и приоритетах, определить,
соответствуют ли они их истинным убеждениям и ценностям.
Для устойчивой
реализации программы инклюзивного образования необходимо открыто и ясно
сформулировать эти ценности и убеждения. Основные принципы инклюзивного
образования содержатся в различных культурах, философских системах и религиях,
и они отражены во многих международных документах о правах человека.
Главные идеи, связанные с концепцией инклюзивного образования:
·
взаимное уважение;
·
толерантность;
·
понимание своей роли в обществе;
·
обеспечение возможностей для развития индивидуальных способностей и талантов;
·
взаимопомощь;
·
возможность учиться друг у друга;
·
ощущение поддержки коллектива и оказание ее и другим членам сообщества.
В различных культурных и социальных средах некоторые из этих
ценностей и принципов могут приобретать особую значимость. Например, в
развивающихся обществах акцент
может быть сделан
на осознании своей роли
в социуме, в то время
как в продвинутых странах больше
внимания уделяется индивидуальным способностям. В разных культурных средах некоторые люди
более активно
отстаивают эти принципы,
чем другие.
Встречаются случаи дискриминации и притеснений, что является негативным
явлением. Часто это обусловлено недостатком знаний, страхом и низким уровнем
образования, что мешает людям придерживаться высоких моральных принципов или
руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Иногда причиной тому могут быть устаревшие традиции, такие как
угнетение
женщин. Кроме того, в ситуациях экстремальной бедности и беззащитности принцип
«выживает сильнейший» может
стать приоритетным, что
обостряет проблему.
Преодолению незнания и страха может способствовать образование,
обеспечение безопасности и освобождение от притеснений. Это поможет людям придерживаться более высоких нравственных принципов и отстаивать их на практике. Таким образом,
инклюзия должна рассматриваться в более широком контексте.
Инклюзивное образование признает ценность разнообразия среди всех детей и
их способности к обучению. Это гибкая система, которая учитывает потребности
каждого ребенка, вне зависимости от его развития или принадлежности к
определенной этнической, культурной, социальной или возрастной группе.
Принципы инклюзивного образования
Принципы инклюзивного образования в России закреплены в основных
законодательных актах, таких как
Конституция РФ, федеральные законы
«Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ», а также международными нормативными документами, включая Конвенцию
о правах ребенка и Протокол №
1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Подписание Россией
в 2008 году Конвенции ООН «О правах
инвалидов» подчеркивает важность обеспечения инклюзивного образования на всех
уровнях и в течение всей жизни для гарантированного права на образование.
Принципы инклюзивного образования основаны на ценностях и убеждениях, направленных на конкретные действия, необходимые для успешной реализации
инклюзии.
Ключевые аспекты, которые необходимо разрабатывать с учетом
конкретных условий:
·
Все дети
должны иметь право на обучение в местной школе,
независимо от их особенностей или предпочтений учителей.
·
Система
образования должна быть адаптирована к потребностям каждого ребенка, а
не наоборот.
·
Для
обеспечения доступности обучения детям необходима соответствующая поддержка, такая как
система Брайля, субтитры и сурдоперевод.
·
Образовательная
среда должна быть физически доступной и дружелюбной ко всем группам.
·
Дискриминация
и издевательства над детьми-инвалидами абсолютно недопустимы.
·
Решения,
касающиеся инклюзии, должны приниматься школьным сообществом совместно.
·
Образовательные,
семейные и общественные структуры несут общую ответственность за решение проблем,
учитывая при этом социальную модель, в которой школа преодолевает
трудности, а не ребенок приспосабливается к школе.
Оценка
успеха, или показатели успеха, являются ключевыми моментами, определяющими,
насколько удачно наши ценности, убеждения и принципы воплощаются на практике.
Эти показатели должны быть разработаны с участием всех заинтересованных сторон,
с учетом местных культурных особенностей и конкретных контекстуальных условий.
Инклюзивное образование опирается на восемь
основных принципов:
1. Все люди ценны, независимо от их способностей и достижений.
2. У каждого человека есть способность чувствовать и мыслить.
3. Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы его услышали.
4. Взаимная поддержка
и взаимозависимость необходимы каждому.
5. Истинное образование достигается только через
реальное взаимодействие.
6. Все люди нуждаются в поддержке своих сверстников и дружбе с ними.
7. Прогресс для каждого учащегося
может проявиться в том, что он умеет делать,
а не в том, что не умеет.
8. Разнообразие обогащает все аспекты человеческой жизни.
Виды инклюзивного образования
В инклюзивном
образовании дети с различными нарушениями в развитии подразделяются на восемь групп,
каждая из которых
требует особого подхода: Глухота
Дети, лишенные
слуха с рождения или в раннем возрасте, нуждаются в специальном обучении,
включающем использование сурдо- и акустической аппаратуры для развития речевых
навыков и приспособления к социальной среде.
·
Слабослышание
или поздние проблемы со слухом. У этих детей есть остаточная
способность к самостоятельной речи. Педагоги помогают им развить умение
распознавать речь по губам, зрительно воспринимать информацию и
взаимодействовать с окружающими.
·
Слабовидение, полное
отсутствие зрения, амблиопия и косоглазие. Для обучения используются
тифлооборудование и специальные материалы, а также акцент делается на активации
других анализаторов вместо зрения.
·
Проблемы в произношении, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и немота. Педагоги
корректируют речевое развитие
и компенсируют недостаток через музыкальные, ритмические
и моторные занятия.
·
Нарушения
опорно-двигательного аппарата. Обучение сосредоточивается на
восстановлении двигательных функций и коррекции вторичных дефектов, совмещаясь с трудовой деятельностью для повышения уверенности учеников.
·
Задержка
психического развития. Педагоги
развивают навыки получения и усвоения знаний, а также
логическое мышление для преодоления низких познавательных процессов.
·
Умственная
отсталость. Важно развивать у таких детей трудовые навыки и
интегрировать их в социум, обучая считать, читать и писать.
Обучение
каждой из этих групп продолжается в течение 12 лет, обеспечивая
индивидуализированный и эффективный подход к образованию каждого ребенка.
Организация инклюзивного образования в школе
Реализация инклюзивного образования в школьной
среде требует применения различных методов и стратегий.
Важными составляющими этого процесса
являются:
·
разработка
индивидуальных учебных планов и программ для каждого ученика с
учетом его специфических образовательных потребностей;
·
проведение социальной реабилитации внутри и вне учебного
заведения для полноценной интеграции инклюзивного образование детей с ОВЗ в общество;
·
оказание
психолого-педагогической поддержки в процессе
обучения и социализации, направленной на развитие личности и социальных
навыков;
·
организация
психолого-педагогических консилиумов для
обсуждения индивидуальных потребностей каждого ученика и разработки эффективных
стратегий работы с ними;
·
ведение
портфолио для отслеживания прогресса и достижений каждого ученика;
·
повышение
квалификации педагогов в
области инклюзивного образования и адаптации учебного процесса под
разнообразные потребности учащихся;
·
создание
адаптивной образовательной среды, включая доступность помещений и
специализированных средств обучения для всех учеников;
·
формирование дружественной и толерантной атмосферы в учебной
среде, способствующей взаимопониманию и взаимодействию между учениками.
Эти методы и подходы направлены на создание включающей среды, где каждый ученик может реализовать свой потенциал и достичь успеха в
обучении и социальной адаптации.
Педагогические приемы
и методы инклюзивного образования
В инклюзивном
образовании используются разнообразные педагогические приемы и методы, направленные на обеспечение эффективного обучения всех учащихся:
1. Совместное групповое обучение. Каждый участник группы выполняет свою роль, и успех образовательной
деятельности зависит от активности всех членов группы, включая детей с особыми
образовательными потребностями (ОВЗ). Учитель организует взаимодействие между
учениками и следит за их работой в процессе обучения.
2. Взаимное обучение. Здоровые ученики передают
свои знания и умения одноклассникам с ОВЗ под контролем педагога. Этот метод доказал
свою эффективность, поскольку дети с ОВЗ доверяют своим сверстникам и легко
усваивают информацию. Взаимное
обучение может применяться в различных предметах
школьной программы.
3. Игровые методы. Этот подход включает
разнообразные игровые формы обучения, подходящие для разных возрастных групп и
условий обучения. Игры являются понятным и мотивирующим способом обучения,
который способствует объединению детей, развитию командного духа и взаимопомощи.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Использование современных технологий играет важную роль в инклюзивном
образовании и образовательном процессе. Учителя могут использовать проекторы
для демонстрации материала, а также голосовое
или музыкальное сопровождение для активизации памяти
учащихся. Для проверки знаний могут применяться компьютерные тесты,
викторины и другие
формы, соответствующие возрасту и уровню развития учащихся.
В инклюзивном образовании особенно важно соблюдать правила работы с детьми,
имеющими особенности развития (ОВЗ), чтобы обеспечить им психологический
комфорт и успешную адаптацию. Ниже приведены основные рекомендации для
педагогов.
Правила работы
с детьми с ОВЗ
Для успешной адаптации детей с ОВЗ рекомендуется соблюдать
ряд правил.
·
Индивидуальный
темп работы. Важно не торопить ребенка с ОВЗ и разрешать ему выполнять
задания в удобном для него темпе. Подчеркивание его медлительности и задержки
может негативно сказаться
на его самооценке и интересе к учебе. Педагог должен учитывать
индивидуальные особенности инклюзивного образования каждого ученика при
определении объема и сложности заданий.
·
Разнообразие
видов деятельности. Периодическое изменение видов деятельности помогает
снять напряжение и переключить внимание всех учеников, особенно тех, кто имеет
особенности развития.
·
Поддержка
физического комфорта. Учителя должны быть готовы войти в положение детей с
физическими проблемами, предоставляя им возможность менять позу или отвлечься
от заданий при необходимости.
·
Управление
голосом. Многие дети с ОВЗ проговаривают свои действия вслух, что помогает им контролировать свою работу. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка
делать это тихо или беззвучно.
·
Стимулирование
познавательной активности. Важно не заставлять детей, а формировать у них
интерес к учебному процессу и создавать ситуации, в которых они сами будут
стремиться разобраться в материале.
·
Получение
удовольствия от учебы. Задания должны быть такими, чтобы ученики могли
справиться с ними без излишнего напряжения и потери интереса. Слишком сложные
задания могут стать причиной стресса и психологических проблем у детей.
Часто
задаваемые вопросы об инклюзивном образовании
В чем различия между инклюзивным
образованием и коррекцией? Инклюзивное образование предполагает наличие необычных детей в стандартных школах, в то время как
коррекция означает, что школа состоит только
из детей с особыми образовательными потребностями. Родители
ребенка с особенностями имеют право выбора между этими подходами, опираясь на мнение специалистов. В настоящее время семьи все
чаще отдают предпочтение инклюзивному образованию, так как оно лучше подготавливает детей к жизни в обществе.
Достаточно ли просто поместить
ребенка с особыми образовательными потребностями в стандартный класс, чтобы он
стал таким же, как все остальные?
Согласно
законодательству об образовании, для ребенка с особыми образовательными
потребностями, включая тех, у кого есть особенности интеллектуального развития,
необходимо создать специальные образовательные условия. Эти условия
инклюзивного образования помогут ему преодолевать трудности в поведении и
постепенно интегрироваться в общество.
Как должна выглядеть инклюзия, при которой
всем хорошо? Инклюзивная среда, где каждому ребенку обеспечивается комфорт и подходящие условия
для обучения, имеет важное значение.
Для детей, испытывающих трудности
в учебе в общем классе по общей программе, необходимы индивидуальные образовательные траектории, наличие специальных педагогов и тьюторов,
а также доступ к отдельному помещению для уединения и восстановления сил.
Взаимодействие
между детьми с разными потребностями происходит на переменах, в раздевалке, на
школьном дворе и на уроках, под наблюдением специалистов. Эту модель инклюзивного образования часто называют
«ресурсным
классом», но название не имеет особого значения. Важно, чтобы каждый ребенок
получал индивидуальную поддержку с учетом его особенностей, и чтобы специалисты,
работающие с такими подопечными, обладали соответствующими навыками.
Зачем инклюзия нужна нашим детям?
Инклюзия важна
для наших детей по многим причинам. Регулярное общение типичных детей со
сверстниками, у которых есть особенности развития, является естественным и
правильным. Учитель, распределяя задания между учениками (помощь в гардеробе, помощь с вырезанием и наклеиванием и т.
д.), формирует
у детей естественное уважение, умение проявить заботу и участие к другим людям,
а не просто испытывать сострадание или агрессию из-за физических отличий.
Когда дети с раннего
возраста видят вокруг
себя разнообразие в физическом и умственном развитии, они учатся
толерантности, что помогает им успешно адаптироваться и находить общий язык во
взрослой жизни.
Инклюзивное
образование играет важную роль в стремлении обеспечить равенство и доступность
обучения для всех студентов, включая тех, кто сталкивается с физическими, умственными или социальными ограничениями. Эта концепция не только
расширяет возможности для людей с особыми потребностями, но и обогащает
образовательный процесс в целом, предоставляя всем учащимся возможность
развиваться в разнообразной и поддерживающей среде.
Принципы
толерантности, уважения и равноправия, лежащие в основе инклюзивного образования,
служат фундаментом для формирования более гармоничного и справедливого общества. Путь к инклюзивному образованию требует значительных усилий со стороны
государственных органов, учебных заведений и всего социума, но эти усилия
оправданы результатами.
Материал основан на следующих источниках:
2. Портал учителя
РФ
3. Всероссийский педагогический портал
5. ФГОС
https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/osobennosti-inklyuzivnogo-obrazovaniya/