Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.

habitat

Государственная программа «Доступная среда»

Конвенция о правах инвалидов, нормативные документы, карта доступности объектов, новости, интервью, горячие линии

Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.

Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную, доступную среду».


В МБОУ Новопавловский УВК имеется пандус-платформа, алюминиевая складная, а также

устройство для подъёма и перемещения инвалидов Riff (гусеничное)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МБОУ Новопавловский УВК функционирует оборудованная сенсорная комната.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.


Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

  • различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
  • задержки психомоторного и речевого развития;
  • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;
  • o аутизм (легкие формы);
  • o даптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
  • школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
  • явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
  • нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
  • психосоматические заболевания;
  • различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Занятия в Сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:

  • Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.
  • Психотерапия широкого спектра психологических проблем.
  • Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Агрессивное поведение, вспыльчивость.
  • Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.
  • Нейропсихологическая коррекция «школьных проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).


Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты.

Наряду с этим, функционирует сенсорная комната и кабинет педагога-психолога, оснащенный игровыми обучающими средствами.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ разрабатываются адаптированные программы и приобретаются учебники.

В читальном зале школьной библиотеки кафедра выдачи книг не превышает 70 см. 


Книги, находящиеся в открытом доступе, расположены в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступа  к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,  с нарушениями умственного развития – доступ  к объектам спорта не ограничен.

 

  В сенсорной комнате есть Тренажёр для пальцев на разгибание, мячи для сжимания, манжеты утяжелённые для рук и ног, кистевой эспандер, простой педальный тренажёр с электродвигателем для инвалидов.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Световые приборы. С помощью цвето- и светотерапии можно воздействовать на зрение. Мягкий свет обладает успокаивающим действием, яркий, наоборот, призван стимулировать функции ослабленного органа. 


Звуковое оборудование. Предназначено для решения проблем со слухом и восприятием звуков. При этом ребенок может вести себя пассивно, слушая мелодии, или принимать активную роль, самостоятельно создавая музыку с помощью специального оборудования. Спокойные мелодии и звуки природы — умиротворение и покой, музыкальные произведения в быстром темпе — стимуляция и возбуждение. 


Тактильное оборудование.Оно оказывает воздействие на кожные рецепторы. Мягкие и теплые компоненты обеспечивают покой. Для стимуляции и возбуждения применяют покалывания, надавливания, устройства с виброэффектом. Также сенсорные комнаты оборудуют приборами для массажа, улучшающими кровоток и устраняющими гипертонус мышечных тканей.


Балансировочный лабиринт.Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто.


Лабиринт "Спираль". Ручные лабиринты предназначены как для детей, так и для взрослых. Тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение. 

Держась за боковые ручки, лабиринт можно двигать в воздухе, можно положить на стол или на пол. Высокие бортики гарантируют, что шарик не выпадет из лабиринта.

Каждый лабиринт имеет свою ступень сложности. 


Настенные лабиринты квадратный и треугольный.  Изделие тренирует мелкую моторику рук, координацию движений, ловкость, логическое мышление и зрительную память. Лабиринт представляет собой панель, которую с помощью надёжных креплений можно закрепить на стене сенсорной или детской комнаты. Изделие выполнено из высококачественного дерева, и безопасно в использовании. 

В комплект входят 3 стеклянных шарика.


Релаксационные кресла "Капелька".Кресла очень удобные, легкие. Удобное сидение каждого кресла, наполненное полистирольными гранулами. Кресло служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на кресле можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв кресло под себя, обнять его и расслабить мышцы спины.Поверхность кресла способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело.


Вибромузыкальный сухой бассейн применяется для психоэмоциональной разгрузки, зрительной, звуковой и тактильной стимуляции.Эффект массажа. Каждый раз, погружаясь в массу шариков, ребенок испытывает точечное давление шариков по всему телу. Такой массаж тонизирует мышцы и снимает напряжение, что важно для психики и физического самочувствия. 

Развитие мышления. Использование шариков для сухого бассейна способствует изучению азов математического счета. Укрепление пальцев и всей кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи. 

Тренировка мышц и вестибулярного аппарата. Когда малыш активно двигается, бегает, укрепляются все группы мышц, которые участвуют, в том числе и в формировании мышечного корсета и осанки. Ко всему прочему развивается сенсомоторная реакция, вырабатываются навыки безопасного падения, чувство равновесия.

Тактильные ощущения. Движения в «волнах» сухого бассейна вызывают разнообразные тактильные ощущения по всему телу и придают приятные физические ощущения. Игры способствуют расслаблению, снятию стресса. 


Декоративно-развивающая панель "Пруд" крепится к стене и включает несколько лабиринтов с фишками для развития мелкой моторики. Изделие выполнено из фанеры, на которой изображен пруд и речные обитатели.


Колесо спецэффектовПрибор способен имитировать движение переливающейся плазмы. Проходя через колесо, свет в необычной форме отражается на фоне, благодаря чему появляются сменяющиеся рисунки. Колесо каждый раз выдает новые причудливые изображения. Использование света в повседневных занятиях способствует комфортному развитию детей.

  • Светотерапия развивает зрительное восприятие.
  • Наблюдение за лучами света улучшает пространственное ориентирование.
  • Светотерапия помогает создать максимально комфортную обстановку для достижения психологической и эмоциональной разгрузки.
  • Заметно снижается уровень тревожности и агрессии, осуществляется работа со страхами.
  • Наблюдение за лучами света и изображениями помогает улучшить концентрацию внимания, учит сосредоточенности и наблюдению.

Модульный набор для детей-инвалидов  - это возможность создания системы функциональных положений для облегчения жизни детей и подростков с двигательными нарушениями. Применяется для создания специальных положений у детей и подростков с тяжелыми разнообразными двигательными нарушениями врожденного и приобретенного характера, нейромышечными контрактурами, сколиозами и спастическими нарушениями тонуса мышц. Модуль для инвалида изготовлен из поролоновых элементов различной плотности, обтянутых искусственной кожей. Все используемые материалы гигиеничны и безопасны для здоровья. Эти элементы комбинируются с помощью липкой ленты и ремней.


Модульный набор для реабилитации.Рекомендуется для двигательной реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых. Используется для лечебной гимнастики.


Лечебный пуфик для разгрузки позвоночника. Многофункциональный оздоровительно-профилактический и лечебный пуфик для разгрузки позвоночника и физических упражнений.В результате специального положения лежа на спине с  пуфиком можно максимально снизить давление на межпозвонковые диски (до 12 кг) и суставы конечностей.


Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (методика В.М. Элькина).

Методика — успешный опыт инструментальной психотерапии, разработана специалистом в области клинической психологии, музыкотерапевтом, кандидатом медицинских наук В. М. Элькиным.

Работа с методикой разделена три этапа. На первом психодиагностическом этапе проводится индивидуальная диагностика по шести субтестам. На основании полученных результатов делается вывод об актуальном нервно-психическом состоянии человека, выявляются психические резервы, основные проблемы и источники напряжения. На втором психокоррекционном этапе перед клиентом открываются новые горизонты, обозначаются пути выхода из сложных ситуаций, гармонизируется его состояние. Третий этап — музыкотерапевтический — можно проводить индивидуально и с группой. На основании результатов предыдущих этапов специалист предлагает для прослушивания музыкальные произведения из входящих в комплект методики девяти компакт-дисков.

Результатом применения методики является нормализация и улучшение эмоционального состояния и психической деятельности клиента.


Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека (М.П.Мороз) является отечественной разработкой и используется для объективной оценки функционального состояния человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Преимуществом методики М.П. Мороз является простота, удобство применения, быстрота сбора и обработки данных. Методика реализована в виде компьютерной программы и требует для проведения лишь нескольких минут. Хочу такой сайт

Применение теста: 

1) Прогнозирование работоспособности операторов, водителей транспортных средств, в качестве одного из критериев допуска к работе в сложных условиях; 

2) Анализ функционального состояния при различных заболеваниях и травмах, контроля за динамикой реабилитации больных, экспертизы трудоспособности; 

3) Выявление функциональных и органических расстройств центральной нервной системы; 

4) Анализ процесса спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей и работоспособности спортсменов; 

5) Выявление воздействия неблагоприятных факторов, эффективности лекарственных препаратов, оптимизации режима труда и отдыха; 

6) Анализ показателей психического развития ребенка.


Проективная методика "Hand-тест" предназначена для диагностики агрессивности.


Тест Тулуз-Пьерона дает информацию и о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест Тулуз-Пьерона позволяет узнать, в течение какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, т.е. оценить его произвольное внимание. 


Простой педальный тренажер “MINI BIKE” LY-901-FH – предназначен для разработки верхних и нижних конечностей больных в период реабилитации или инвалидов. Тренажер используется для вращательных упражнений рук или ног. Педали в этом тренажере крутятся самостоятельно, тем самым заставляя ноги (руки) работать. Тренажер работает как в обычном режиме так и реверсионном (назад).


СТЕНД (ПАНЕЛЬ) СЕНСОРНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Назначение: восстановление приемов самообслуживания и бытовых навыков (одевание, пользование ключом, замками различного устройства, мелкими предметами и другие манипуляции).


Фиброоптический ковёр «Млечный путь» способствует релаксации и зрительной стимуляции. В ковёр вплетены фиброоптические волокна, плавно загорающиеся и меняющие свой цвет, благодаря им создаётся невероятная иллюзия звёздного пространства. Завораживающий эффект ночного неба располагает к умиротворённой приятной атмосфере, способствующей релаксации.





Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.

Специальные условия питания

 Осуществляется 2-х разовое питание для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специальные условия охраны здоровья

Для охраны здоровья обучающихся в школе созданы условия: осуществляется 2-х разовое питание для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, имеется пожарная сигнализация, школа оснащена кнопкой передачи сигнала о пожаре в пожарную часть без участия человека.

В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с Приложением № 3 приказа Минздрава  от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Для лиц с ОВЗ оборудована туалетная комната.

В Сенсорной комнате есть тренажеры для реабилитации.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом  МБОУ Новопавловский УВК и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные  доски.

Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.

минобрнауки.рф- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

http://edu.ru-Федеральный портал: Российское образование. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Учебно-методическая библиотека.

http://www.school.edu.ru/-Российский общеобразовательный портал. Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

http://ege.edu.ru/-"Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

http://www.fipi.ru/-ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

obrnadzor.gov- "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки". - Официальные документы. Надзор. Контроль качества образования (ЕГЭ). Лицензирование. Аттестация.

edunews- "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

newseducation.ru-"Большая перемена" Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень... Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием "Образование"!!

http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,  примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. 

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

·         мультимедийные комплексы (проектор и экран),

·         интерактивные доски,

·         ноутбуки;

·         оборудование сенсорной комнаты;

·         телевизоры.



Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития и интерната не имеется

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежития и интерната МБОУ Новопавловский УВК не имеет
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».